Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.07.2019

Электросамокаты: это не та «микромобильная революция», которую все ждали

Алина Измайлова

Электросамокаты набирают популярность во многих странах мира, в России в том числе. Они дешевле, чем такси, требуют меньших физических усилий по сравнению с велосипедом и удобнее, нежели общественный транспорт. Но число несчастных случаев с участием электрических самокатов растет, и вместе с ним – негативная реакция общества и властей. Так, в России за апрель-май, по данным Центра организации дорожного движения, произошло 32 ДТП с участием таких самокатов. В них пострадали 25 детей, один человек умер.

Электросамокаты компании Lime-S, которая предоставляет устройства в краткосрочную аренду
Электросамокаты компании Lime-S, которая предоставляет устройства в краткосрочную аренду
Лицензия CC BY-SA 4.0. Автор: Baldesteinemanuel326

Подобное исследование проходило и в техасском городе Остин: по данным за период с сентября по ноябрь прошлого года, там пострадало 190 водителей электросамокатов, половина из них получила тяжелые травмы головы. Многие города в США начали принимать более строгие правила, касающиеся езды на таком электротранспорте, но это не всегда помогает. В Нэшвилле, штат Теннесси, на арендуемых электросамокатах запретили ездить лицам младше 18 лет, однако все равно произошло «неизбежное», как пишет журналистика The New York Times Маргарет Ренкл, проживающая в Нэшвилле. В мае от столкновения с внедорожником во время езды на «скутере» погиб 26-летний местный житель Брэди Гол. Его родители в петиции обратились к муниципалитету с требованием запретить такие устройства, чтобы «Брэди стал последней жертвой эпидемии, которую [производители] электрических самокатов и местные власти отказываются признавать». Петицию подписало почти 4000 человек.

Трагические истории разыгрываются повсеместно и затрагивают почти всех участников дорожного движения. В Оклахоме умер пятилетний мальчик, когда ехал на самокате вместе со своей матерью: он упал со «скутера» и был сбит автомобилем. В июне первый смертельный исход с участием такого электроскутера произошел в Париже: от столкновения с грузовиком погиб 25-летний ездок. На водителя авто завели уголовное дело по статье «причинение смерти по неосторожности». А в апреле в пригороде французской столицы Леваллуа-Перре был сбит самокатом 81-летний мужчина. Он скончался от полученных ранений через несколько дней после ДТП. Менее катастрофические случаи охватывают широкий спектр травм: от сломанных костей до черепно-мозговых повреждений.

Повышенный травматизм эксперты связывают с «маргинальным» положением электросамокатов, кажущейся простотой управления и с отсутствием опыта у водителей. В некоторых странах до недавнего времени статус «малого» электротранспорта не был строго регламентирован, а владельцы таких средств передвижения одинаково резво носились и по тротуарам, и по проезжей части. При этом водители «скутеров» чаще всего не обучены тому, как безопасно делить дорогу с автомобилями – или с пешеходами – в отличие от велосипедистов, среди которых уже немало «ветеранов», а сама культура вождения передается «из поколения в поколение». Кроме того, «электроводители» не склонны перемещаться по городу в шлеме: почти 95% обладателей самокатов не надевают это средство защиты. Кто-то умудряется встать за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Самые жесткие правила по отношению к самокатам работают в Великобритании: на этом виде транспорта запрещено кататься и по дороге, и по тротуару. Там они приравнены к «частным малотоннажным электромобилям» (Personal Light Electric Vehicles, PLEV), которые не подлежат регистрации. Единственное место, где можно опробовать самокат – частная земля, и то с разрешения ее владельца. О безопасности британцы «позаботились» почти два века назад: согласно действующему Закону о дорогах 1835 года, на пешеходных дорожках запрещено появляться «лошадям, ослам, овцам, мулам, свиньям, крупному рогатому скоту или любым другим видам транспорта». А в соответствии с законом 1988 года, электрическим видам транспорта закрыт ход на проезжую часть – во всяком случае, пока у самокатов не появится регистрация, а водители не начнут платить дорожные налоги, получать специальные права, страховку и носить шлем. Запрет касается также сегвеев и ховербордов.

Компании, которые сдают электросамокаты в аренду, пытались «продавить» местные власти. Однако после нескольких трагических событий в столице Британия по-прежнему стоит на своем. В июле от столкновения с автобусной остановкой погиб 14-летний водитель электросамоката, а 35-летняя женщина разбилась насмерть, врезавшись в грузовой автомобиль. Комиссар по ходьбе и велоспорту Лондона Уилл Норман считает, что самокаты «в настоящее время небезопасны: без ограничений по скорости, без обязательных тормозов и фар, а также без [четких] правил относительно того, кто может на них ездить и где». В Соединенном Королевстве с января 2018 года в ДТП погибло по меньшей мере 11 водителей на электроскутерах.

В Париже электросамокаты также выгнали с тротуаров. До недавнего времени мэр французской столицы Анн Идальго, которая много внимания уделяет экологической повестке, симпатизировала электроскутерам как «зеленой» альтернативе автомобилям. Однако и она недавно напомнила парижанам, что тротуары предназначены только для пешеходов, и назвала подобный вид транспорта «анархичным». С этого месяца в столице неправильная парковка, езда по тротуару и превышение скорости в 20 км/ч наказываются штрафом в 135 евро. В сентябре эту практику планируют распространить по всей стране.

В Германии скутеры «на батарейках» легализовали в мае этого года. Их запрещено использовать на тротуарах, а на проезжей части и велосипедных дорожках – можно. Водители должны соблюдать ограничение в 20 км/ч и быть при этом не младше 14 лет. Министр транспорта Андреас Шойер заявил в Твиттере, что таким образом Германия «прокладывает себе путь мобильности будущего с максимально возможной безопасностью на дорогах» и старается при этом «учитывать интересы всех участников дорожного движения». Единственными, кого расстроила легализация электротранспорта, стали, видимо, велосипедисты. Они посетовали на отсутствие инфраструктуры и необходимость делиться полотном с конкурентами: «теперь нужно вдвое больше места», говорят представители местной спортивной ассоциации ADFC.

Исследователь из датского Совета по безопасности дорожного движения Йеспер Хеммингсен в разговоре с The Guardian заметил, что люди относятся к «скутерам» как к игрушкам: берут их для развлечений, возят детей в школу. При этом в Дании отношение к экстремалам на электросамокатах куда более дружелюбное. Понимание, по всей видимости, кроется в любви датчан к велоспорту и другим мобильным видам активности: например, только 3% жителей Копенгагена не ездит на велосипедах каждый день. «В Дании вы рождаетесь, приучаетесь к горшку, а затем садитесь на велосипед», – шутит Хеммингсен. Пользователи электроскутеров здесь должны соблюдать правила дорожного движения, применимые к велосипедистам. Дорога при этом грамотно поделена между всеми участниками движения, и им не приходится бороться за право перемещения.

В Испании малый личный электротранспорт находится в полулегальном положении: правила, которые бы регламентировали езду, еще не приняты, из-за чего многие города находятся в хаосе. Однако управление дорожного движения уже разработало для муниципалитетов нормативы, чтобы те смогли утвердить собственные ограничения. Уже известно, что на электросамокатах будет запрещено ездить по тротуарам, в состоянии алкогольного опьянения и в наушниках. Впоследствии департамент планирует решить вопросы о минимальном возрасте водителя, необходимости страхования ношения шлемов и светоотражающей одежды.

В России электросамокаты пока находятся в одной категории с пешеходами, хотя их планируют причислить к транспортным средствам. О сроках реализации изменений пока ничего не известно. В Мосгордуме этой весной предложили ввести на самокаты водительские права.