Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (ETH Zürich) продолжает исследовать конструктивные возможности бетона. Последнюю свою работу под названием «Бетонная хореография» вуз сделал совместно с фестивалем «Ориген», который занимается продвижением современной оперы на ретороманском языке (про его театр-башню в Альпах мы писали ранее). Фестиваль ежегодно проходит в высокогорном кантоне Граубюнден, и инсталляция ETH Zürich стала декорациями для некоторых его мероприятий.
«Бетонная хореография». Инсталляция для фестиваля «Ориген»
Проектирование и строительство контролировали студенты магистерской программы углубленного изучения архитектуры и цифрового производства (Master of Advanced Studies ETH in Architecture and Digital Fabrication, MAS ETH DFAB). В ходе учебы они исследуют возможности 3D-печати, задействуя испытанные временем материалы, а также потенциал машинного проектирования и цифрового производства для архитектуры будущего.
«Бетонная хореография». Инсталляция для фестиваля «Ориген»
Сценография в саду виллы Кариш в деревне Риом состоит из девяти колонн высотой 2,7 метров, каждая со своим индивидуальным дизайном. Скульптуры изготавливались без применения опалубки путем послойной печати: роботизированные механизмы последовательно выкладывали слои бетона шириной 25 мм и высотой 5 мм. При скорости печати 180 мм/сек на «строительство» каждой колонны ушло в среднем 2,5 часа. Такая роботизация позволяет достаточно быстро изготавливать сложные детали по индивидуальному проекту и экономно расходовать материал.
«Бетонная хореография». Инсталляция для фестиваля «Ориген». Процесс производства
Этап проектирования тоже происходил при минимальном участии человека: то, как будут выглядеть колонны, определяло ПО, специально написанное для этого проекта. Пустотелые объекты задуманы таким образом, что материал расходуется только в тех точках, где это конструктивно обусловлено.
«Бетонная хореография». Инсталляция для фестиваля «Ориген». Перфоманс на открытии фестиваля с участием танцовщицы Риикки Лясер
Это «полевое исследование» показывает, что штучные сооружения со сложной геометрией могут быть изготовлены в режиме полуавтомата. Специалисту достаточно будет нажать на кнопку, а дальше – в прямом смысле дело техники.
Орнамент, созданный компьютерным методом, и текстура поверхности демонстрируют многоплановость и многозначность применения бетонной печати в крупномасштабных объектах.