Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.07.2019

Как VR-технологии и «интернет вещей» уменьшают травматизм на стройплощадках США

Алина Измайлова

В США строительство считается одной из наиболее травматичных и опасных сфер деятельности. Ситуация в России, впрочем, не сильно отличается: по данным Росстата за 2018 год, строительная индустрия заняла второе место по числу несчастных случаев со смертельным исходом. Первое место она уступила обрабатывающей промышленности.

В Соединенных Штатах девелоперы пытаются победить печальную статистику с помощью новейших технологий. Чтобы предотвратить травмы, включая случаи с летальным исходом, привлекают самые разные средства: виртуальную реальность, снимки, сделанные с помощью беспилотников, устройства, связанные с «интернетом вещей», машинное обучение. О мерах, которые принимают во имя безопасности американские фирмы, рассказала газета The Architect's Newspaper.

Рабочие на стройплощадке
Рабочие на стройплощадке
Фотография находится в свободном доступе. Автор: bridgesward

Крупная строительная компания из Бостона Suffolk обратилась к искусственному интеллекту. Вместе с фирмой Smartvid.io, которая специализируется на машинном распознавании образов (так называемое «машинное зрение»), они запустили систему цифрового надзора. Этот «сторожевой пес» обрабатывает снимки площадок и, задействуя алгоритм глубокого обучения, сигнализирует об опасных ситуациях и отмечает рабочих, которые ходят по площадке без касок и защитных очков или стоят слишком близко к машинному оборудованию.

Компании Suffolk привлекла к участию в проекте конкурентов – в противном случае ей не удалось бы собрать такой массив информации. На облачную платформу, предложенную стартапом Smartvid.io, загрузили более 700 000 изображений из 360 проектов. В дальнейшем Suffolk надеется использовать еще и данные планирования, отчеты и информацию, полученную от датчиков «интернета вещей», чтобы создавать прогнозирующие алгоритмы и рассчитывать возможные риски. «Бостонcкие мастодонты» уверены, что с помощью новейших технологий они смогут предотвращать несчастные случаи и даже повышать производительность труда. Одна из идей состоит в том, чтобы отслеживать местонахождение грузовиков с бетоном; тогда рабочие смогут встать на заливку сразу, как только прибудет машина.

Стартапы тоже пробуют вводить на строительные площадки современные устройства и высокотехнологичные наработки. Молодая компания Versatile Natures с офисами в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Тель-Авиве объявила себя «первым в мире поставщиком данных на стройплощадку». С помощью специальных датчиков они превращают место работ в «интеллектуальное поле» с функцией сбора данных. На выходе получается подробный анализ, описывающий текущее состояние проекта, который помогает руководителям принимать проактивные решения и контролировать безопасность среды.

Другой стартап, Buildstream, использует силы искусственного интеллекта и закрытое аппаратное обеспечение. Нью-йоркская студия исповедует «демократический» и гуманный подход: все члены команды могут в режиме реального времени управлять любым механизмом на стройплощадке. Местонахождение оператора не имеет значения: можно, например, раздавать команды, сидя за офисным столом, и не месить грязь на площадке. Разработка компании из Оттавы Contextere позволяет вести с машинами «беседы на цифровом языке» – о кодах ошибок, процедурах обслуживания, перечне необходимых изменений или имеющихся результатах. Программное обеспечение собирает данные о машинах и передает их работникам. Техник может подойти к машине и спросить, как она справляется со своей работой. Оборудование примется за обработку естественного языка, чтобы перевести на свой, машинный, и затем выдаст ответ в виде диагностического сообщения в мобильном приложении, выведет необходимые показания на табло или, если это необходимо, предоставит устный ответ.

Во флоридской фирме Haskell отказались от наблюдения за производственным участком. Все проблемы здесь решают до того, как строители выйдут «в поле». Компания давно использует обучающие видеоролики и онлайн-викторины, а не так давно решила задействовать еще и виртуальную реальность. После некоторых поисков специалисты Haskell обнаружили, что ни одна из существующих VR-программ не вписывается в их потребности. Вместе со своим дочерним предприятием Dysruptek и студентами с факультета разработки ПО и гейм-дизайна Государственного университета Кенессо они создали программу Hazard Elimination/Risk Oversight (иначе – HERO). Симулятор стройплощадки обучает пользователей и оценивает их знания по различным темам, а также способность следовать правилам безопасности в постоянно меняющихся условиях. У участка в HERO есть реальный прототип; в виртуальной реальности его двойник был реконструирован с помощью изображений, снятых дроном и камерами, фиксирующими местность на 360°.

В американском подразделении Skanska и камеры на 360°, и лазерное сканирование, дроны и VR-устройства уже давно стали распространенным явлением. Альберт Цульпс (Albert Zulps), региональный директор Skanska по виртуальному проектированию и строительству, говорит, что технологии активно помогают избежать несчастных случаев. «Наличие [цифровых] моделей и умение виртуально проектировать и коммуницировать очень важны, – говорит Цульпс и при этом отмечает, что цифровые модели и BIM-проектирование хотя и пользуются всеобщим доверием, но с помощью технологий захвата их можно сделать еще более точными, адаптируя под реалии участка. «В целях безопасности можно использовать эти [информационные] модели, чтобы четко планировать свои ежедневные задачи, – продолжает директор американского подразделения Skanska. – Строить виртуально до того, как здание реально появится на месте, и предвосхитить некоторые вещи, до которых сами бы никогда не додумались». Как и бостонский Suffolk, Skanska сотрудничала со стартапом Smartvid.io.