Один из крупнейших «поставщиков» углекислого газа на планете – цементное производство. На его долю приходится 7% от общего объема выбросов CO2: даже грузовые автомобили наносят атмосфере меньший урон. Политики пытаются контролировать общемировой выброс углекислоты: одним из рычагов, например, стала торговля эмиссионными квотами. Производителям цемента – в их числе швейцарско-французский холдинг LafargeHolcim и бразильский Votorantim Cimentos – приходится изобретать альтернативные смеси. При этом компании говорят, что их клиенты не спешат переходить на «зеленую сторону». Об этом пишет журналист агентства Bloomberg Ванесса Дезем.
Сейчас архитекторы и девелоперы в значительной степени сосредоточены на внедрении экологичных генераторов энергии, которые необходимы при эксплуатации зданий. Но на самом деле большую часть углеродного следа оставляют материалы, из которых эти здания построены. И вклад цемента здесь чрезвычайно велик из-за особенностей химических процессов. Так, две трети парниковых газов, которые выделяются в атмосферу при его производстве, образуются при сжигании известняка и последующем образовании клинкера – ключевого сырьевого компонента цемента. По данным Европейской цементной организации, тонна этого стройматериала «порождает» по меньшей мере полтонны CO2. Это больше, чем выделяет средний автомобиль по дороге из Нью-Йорка в Майами (около 2000 км).
Масштабы проблемы уже привлекли внимание Международного энергетического агентства (МЭА) и аналитического центра Chatham House, а также политиков из группы C40, которая объединяет крупнейшие города мира. По оценкам МЭА, к 2050 производство цемента вырастет на 12–23%, однако объем выбросов, сопровождающих процесс, все же можно сократить. Эти организации ищут способы для быстрых изменений. Например, объясняет помощник мэра Лондона и член C40 Ширли Родригес, девелоперы должны предоставлять отчеты по экономике замкнутого цикла, «чтобы показать, как они собираются сокращать, повторно использовать и перерабатывать материалы».
Производители отзываются на требования властей и международных организаций. Неудачи на этом поприще они списывают на «нерешительность» собственных контрагентов. Подобный опыт был у LafargeHolcim: компания запустила безуглеродный продукт, цена которого оказалась выше, чем привыкли покупатели. Он оказался невостребованным. Как осторожно поясняет Йенс Дибольд, глава департамента по устойчивому развитию LafargeHolcim, клиенты «чрезвычайно чувствительны к цене». Стоимость товара по-прежнему имеет решающее значение, а его экологичность далеко не так важна. «Существуют цементные продукты, которые наносят меньший вред окружающей среде, но они обычно и стоят дороже», – подытоживает общую тенденцию член Европейской федерации строительной индустрии Леннарт Хенриц. Цены при этом могут отличаться в три раза.
Чтобы сделать свои товары более экологичными, многие компании сокращают количество клинкера в итоговой смеси. Такой подход требует новых и пока не проверенных «рецептов». Другие пытаются найти заменители. Они включают в состав зольную пыль или шлак, в результате получается геополимерный связующий материал. Такой цемент обладает более высокими эксплуатационными свойствами, при его изготовлении в атмосферу выделяется на 80–90% меньше углекислоты (если сравнивать с популярным портландцементом), а на его производство требуется гораздо меньше энергии. Проблема в том, что не все страны могут обеспечить себя золой и шлаком – так, например, в Европе и США постепенно закрываются угольные заводы.
Большой прогресс по поиску заменителей клинкера наблюдается в Бразилии. Отчасти это происходит благодаря доступности сырья. Здесь используют пуццолан, определенные виды кремнезема и глинозема. При этом качество «суррогатсодержащей» продукции не хуже чем у оригинала. В производимом в Бразилии стройматериале один из самых низких показателей содержания клинкера. По данным за 2014, его доля составляла меньше 70%. Для сравнения: в Европе этот показатель равен 75%. К 2050 Бразилия планирует достичь 50%.
Производители цемента продолжают искать новые пути решения проблемы не только из-за ужесточения требований к ним, но из-за стоимости квот и налогов на выбросы CO2, которые они вынуждены платить. Это «серьезно отражается на затратах цементной индустрии», говорят в Европейской цементной ассоциации. Тем не менее, потребители не торопятся покупать экологичные смеси. И специалисты считают, что без активных действий со стороны политиков ничего не получится: «зеленый» цемент так и будет оставаться в низком приоритете у девелоперов и строительных организаций, которых еще не коснулся «прессинг декарбонизации».