Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.07.2019

Обычный цемент оставляет после себя больше CO2, чем все грузовики мира вместе взятые. Но строители не спешат переходить на его «зеленые» сорта

Алина Измайлова

Один из крупнейших «поставщиков» углекислого газа на планете – цементное производство. На его долю приходится 7% от общего объема выбросов CO2: даже грузовые автомобили наносят атмосфере меньший урон. Политики пытаются контролировать общемировой выброс углекислоты: одним из рычагов, например, стала торговля эмиссионными квотами. Производителям цемента – в их числе швейцарско-французский холдинг LafargeHolcim и бразильский Votorantim Cimentos – приходится изобретать альтернативные смеси. При этом компании говорят, что их клиенты не спешат переходить на «зеленую сторону». Об этом пишет журналист агентства Bloomberg Ванесса Дезем.

Сейчас архитекторы и девелоперы в значительной степени сосредоточены на внедрении экологичных генераторов энергии, которые необходимы при эксплуатации зданий. Но на самом деле большую часть углеродного следа оставляют материалы, из которых эти здания построены. И вклад цемента здесь чрезвычайно велик из-за особенностей химических процессов. Так, две трети парниковых газов, которые выделяются в атмосферу при его производстве, образуются при сжигании известняка и последующем образовании клинкера – ключевого сырьевого компонента цемента. По данным Европейской цементной организации, тонна этого стройматериала «порождает» по меньшей мере полтонны CO2. Это больше, чем выделяет средний автомобиль по дороге из Нью-Йорка в Майами (около 2000 км).

Масштабы проблемы уже привлекли внимание Международного энергетического агентства (МЭА) и аналитического центра Chatham House, а также политиков из группы C40, которая объединяет крупнейшие города мира. По оценкам МЭА, к 2050 производство цемента вырастет на 12–23%, однако объем выбросов, сопровождающих процесс, все же можно сократить. Эти организации ищут способы для быстрых изменений. Например, объясняет помощник мэра Лондона и член C40 Ширли Родригес, девелоперы должны предоставлять отчеты по экономике замкнутого цикла, «чтобы показать, как они собираются сокращать, повторно использовать и перерабатывать материалы».

Производители отзываются на требования властей и международных организаций. Неудачи на этом поприще они списывают на «нерешительность» собственных контрагентов. Подобный опыт был у LafargeHolcim: компания запустила безуглеродный продукт, цена которого оказалась выше, чем привыкли покупатели. Он оказался невостребованным. Как осторожно поясняет Йенс Дибольд, глава департамента по устойчивому развитию LafargeHolcim, клиенты «чрезвычайно чувствительны к цене». Стоимость товара по-прежнему имеет решающее значение, а его экологичность далеко не так важна. «Существуют цементные продукты, которые наносят меньший вред окружающей среде, но они обычно и стоят дороже», – подытоживает общую тенденцию член Европейской федерации строительной индустрии Леннарт Хенриц. Цены при этом могут отличаться в три раза.

Чтобы сделать свои товары более экологичными, многие компании сокращают количество клинкера в итоговой смеси. Такой подход требует новых и пока не проверенных «рецептов». Другие пытаются найти заменители. Они включают в состав зольную пыль или шлак, в результате получается геополимерный связующий материал. Такой цемент обладает более высокими эксплуатационными свойствами, при его изготовлении в атмосферу выделяется на 80–90% меньше углекислоты (если сравнивать с популярным портландцементом), а на его производство требуется гораздо меньше энергии. Проблема в том, что не все страны могут обеспечить себя золой и шлаком – так, например, в Европе и США постепенно закрываются угольные заводы.

Большой прогресс по поиску заменителей клинкера наблюдается в Бразилии. Отчасти это происходит благодаря доступности сырья. Здесь используют пуццолан, определенные виды кремнезема и глинозема. При этом качество «суррогатсодержащей» продукции не хуже чем у оригинала. В производимом в Бразилии стройматериале один из самых низких показателей содержания клинкера. По данным за 2014, его доля составляла меньше 70%. Для сравнения: в Европе этот показатель равен 75%. К 2050 Бразилия планирует достичь 50%.

Производители цемента продолжают искать новые пути решения проблемы не только из-за ужесточения требований к ним, но из-за стоимости квот и налогов на выбросы CO2, которые они вынуждены платить. Это «серьезно отражается на затратах цементной индустрии», говорят в Европейской цементной ассоциации. Тем не менее, потребители не торопятся покупать экологичные смеси. И специалисты считают, что без активных действий со стороны политиков ничего не получится: «зеленый» цемент так и будет оставаться в низком приоритете у девелоперов и строительных организаций, которых еще не коснулся «прессинг декарбонизации».