В короткий список одной из самых щедрых архитектурных премий мира, канадской RAIC International Prize, вошли храм бахаитов в Чили, университетский корпус в Перу и культурный центр в Сенегале.
Международная премия Королевского архитектурного института Канады, объединяющего порядка 5000 профессионалов в этой стране, присуждается за сооружения с потенциалом «социальной трансформации». Претендовать на нее может любой архитектор, его постройка также может располагаться в любой точке мира. Победитель получает 100 000 канадских долларов и памятный знак. Сейчас проходит третье издание премии, в прошлом лауреатами стали Ли Сяодун за библиотеку Лиюань в деревне Цзяоцзехэ близ Пекина и бюро Tezuka Architects за детский сад Фудзи в Татикаве недалеко от Токио.
В этот раз на премию претендовали постройки в двенадцати странах с шести континентов. Из них жюри выбрало три здания-финалиста. Один из них – культурный центр The Thread в сенегальской деревне Синтиан по проекту Тошико Мори: о нем мы подробно писали здесь.
Вторым претендентом на победу стал лекционный корпус Е университета города Пьюра в Перу, работа архитекторов Barclay & Crousse из Лимы. Постройка появилась в рамках проводимой государством политики: богатые частные университеты теперь принимают и студентов из бедных сельских семей, и там проводятся программы социальной «инклюзивности» средствами образования.
Учебный корпус лишен всякой пространственной иерархии, чтобы стать оптимальной средой для встречи студентов самого разного происхождения. Кроме того, он учитывает сухой и жаркий климат Пьюры в своих просторных затененных и улавливающих ветер полуоткрытых общественных зонах.
Самое необычное из зданий – храм бахаитов Южной Америки в предгорьях Анд на краю Сантьяго-де-Чили, одно из восьми «континентальных» святилищ этой религии. Авторы проекта – бюро Hariri Pontarini из Торонто: до них канадские архитекторы в финал RAIC International Prize не проходили. Храм был задуман в 2002, строительство началось в 2010, а завершилось – в 2016.
Центрическая постройка состоит из девяти «лепестков» из стекла и полупрозрачных мраморных пластин, мягко закрученных вокруг окулуса в центре. В интерьере традиционное пространство для верующих на первом этаже сочетается с ярусом хор, где можно уединиться, не оказываясь при этом в одиночестве.
Религия бахаитов объявляет ценностью единение человечества, поэтому храм открыт исповедующим любую веру и уже стал важной достопримечательностью: с 2016 там побывало почти полтора миллиона человек, включая представителей коренного населения Чили, племени мапуче (арауканов), для которых визит в храм часто был первым путешествием за пределы своей деревни.
В храме проводятся собрания сообществ местных жителей, программы для детей и юношества в сотрудничестве с государственными школами. В архитектуре открытость проявлена в форме девяти входов внутрь и наполненности святилища светом – солнечным и искусственным, в зависимости от времени суток. Несмотря на кажущуюся эфемерность, здание способно выдержать и суровый климат Анд, и характерные для региона сильные землетрясения.