Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.06.2019

Городская ратуша и скамейки с молотка: распродажа имущества итальянской коммуны оказалась пиар-кампанией

Алина Измайлова

Два месяца назад коммуна Эзино-Ларио на севере Италии объявила о распродаже собственного имущества. За 200 000 евро можно было купить здание городского совета, за 600 000 – скульптурную композицию 1940-х годов, стоимость дорожных знаков начиналась от 1250 евро, а за скамейки муниципалитет просил 280 евро, но можно было и сэкономить – по акции «три по цене двух». На объявление откликнулось множество покупателей, однако приобрести им так ничего не удалось: коммерческое предложение оказалось спланированной пиар-компанией итальянского провайдера Eolo. Компания специализируется на предоставлении широкополосной связи для отдаленных населенных пунктов. В день старта продаж сайт, на котором были выставлены объекты, перестал работать, а все запросы переадресовывались на другой адрес. Там потенциальных покупателей просили поделиться в соцсетях изображениями предметов, которые они хотели приобрести.

Эзино-Ларио зимой
Эзино-Ларио зимой
Лицензия: CC BY-SA 3.0. Автор: Carlo Maria Pensa

По словам телекоммуникационной компании, эту историю они затеяли совместно с муниципалитетом Эзино-Ларио, чтобы привлечь внимание к проблеме вымирания итальянских поселков и деревень. Пожалуй, им это удалось: объявление о начавшейся распродаже собрало в сети сотни комментариев, а сам прецедент освещали крупнейшие итальянские СМИ. Мэр коммуны Пьетро Пенза добровольно согласился участвовать в «розыгрыше», представители Eolo говорят, что он не получил за участие никакой компенсации. Еще в самом начале кампании Пьетро Пенза пояснил причину реализации активов: коммуна пустеет и у муниципалитета не остается средств на ее содержание. «К сожалению, у нас больше нет ресурсов, чтобы бороться с проблемами, которые сильнее нас, – цитирует мэра The Guardian. – Я решил […] продать самые памятные места Эзино-Ларио».

Надо сказать, это Эзино-Ларио – по сравнению с другими итальянскими поселками – удается держаться на плаву: убыль населения здесь незначительна, во многом благодаря общественным инициативам – так, в 2016 местные площадки принимали международную научную конференцию «Викимания». По данным Национального института статистики на январь 2018 года, в коммуне проживает 745 человек, в 2002 было лишь на 51 человека больше.

Координатор Национальной ассоциации итальянских муниципалитетов Массимо Кастелли признался, что ему импонирует выдумка оператора связи. «Мы стараемся вывести проблемы поселков на первый план, но эта тема не интересует СМИ, – поясняет Кастелли. – И тут нет ложной тревоги: районы на самом деле теряют население; нет работы, закрываются школы».

Надо сказать, что история этим не закончилась. Мистификация вокруг Эзино-Ларио – это лишь первый этап трехлетней программы Eolo. Провайдер намерен вплотную заняться цифровизацией городов Италии с численностью до 5000 человек. На это Eolo планирует ежегодно выделять по миллиону евро. Представители компании верят, что высокие технологии и современные средства связи помогут остановить отток населения. Претендентов выбирают путем голосования на сайте missionecomune.eolo.it, где каждый может поддержать свой родной город.

Это не первая попытка привлечь в пустеющие города Италии людей и инвестиции с помощью продажи недвижимости. Для этой цели власти муниципалитетов вот уже несколько лет объявляют распродажу домов за один евро. Чаще всего это довольно старые постройки, требующие – по условиям сделки – капитального ремонта. В январе этого года схема «дом за евро» начала действовать в небольшой сицилийской коммуне Самбука-ди-Сицилия. В лучшие годы здесь проживало 9000 человек, теперь – лишь 5000. В случае с Самбука-ди-Сицилия окончательная стоимость дома и владелец определялись в режиме аукциона – символический один евро был начальной ставкой. Властям удалось привлечь покупателей из Великобритании, Дубая, Панамы и России и получить в казну более миллиона евро.