Франция запустит международный конкурс по восстановлению шпиля собора Парижской Богоматери. Об этом в минувшую среду объявил премьер-министр страны Эдуард Филипп. Точная стоимость работ и сроки еще не известны, однако предприниматели и простые французы уже начали жертвовать деньги. Предварительно собрано около миллиарда евро. Напомним, что пожар в соборе Нотр-Дам произошел 15 апреля. Пламя уничтожило кровлю, шпиль и деревянные перекрытия. Пожарные боролись с огнем более 14 часов. Среди основных причин возгорания судебная полиция называет короткое замыкание.
Пожар в соборе Нотр-Дам 15 апреля 2019 года
Фотография находится в свободном доступе. Лицензия: CC BY-SA 4.0. Автор: GodefroyParis
Удалось спасти знаменитые витражные розы и медного петуха, украшавшего шпиль – его нашли на месте обрушения. Фигура немного деформировалась от высокой температуры и получила вмятину из-за падения; реставраторы считают, что его можно восстановить. Также были сохранены многие другие бесценные предметы, в том числе Терновый венец и знаменитый орган XVIII века.
Строительство собора началось в середине XII века и длилось почти 200 лет. Шпиль (благодаря ему высота здания достигла 93-метровой отметки) над средокрестием появился только в XIX веке – во время очень свободной по методам и форме реставрации, которую провел Эжен Виолле-ле-Дюк. Каркас шпиля был изготовлен из дуба и покрыт свинцовыми плитками.
Пожар в соборе Нотр-Дам 15 апреля 2019 года
Фотография находится в свободном доступе. Лицензия: CC BY-SA 4.0. Автор: GodefroyParis
«Международный конкурс позволит поставить вопрос: следует ли воссоздавать шпиль в том виде, в каком он был задуман Виолле-ле-Дюком. Или, как это часто бывает в эволюции [подходов к сохранению культурного] наследия, нам следует наделить Нотр-Дам новым шпилем. Это, безусловно, огромная проблема, историческая ответственность», – заявил Эдуард Филипп журналистам после заседания правительства, посвященного пожару. На следующей неделе власти представят законопроект, который должен гарантировать «прозрачность и хорошее управление» всеми рабочими процессами. В том числе, чтобы все пожертвования дошли до адресата – в Нотр-Дам.
Президент Франции Эммануэль Макрон пообещал, что здание будет восстановлено за пять лет и станет «более прекрасным, чем прежде» (напомним, в 2024 в Париже пройдет Олимпиада, так что пятилетний срок не случаен). Однако многие эксперты считают такие планы слишком амбициозными. Французский архитектор Пьерлуиджи Периколо – он реставрировал базилику XIX века в Нанте, пострадавшую в пожаре 2015-го – заявил французским СМИ, что восстановление собора – «колоссальная задача», которая займет «не менее 15 лет». На одну только проверку стабильности конструкции потребуется от двух до пяти лет. «Это основной шаг и очень сложный, поскольку [пока] трудно отправить рабочих к памятнику, сводчатые перекрытия которого напоены водой», – пояснил эксперт. Он добавил, что ликвидация пожара, увы, не означает, что здание спасено. «Камень мог разрушиться от воздействия высоких температур и изменить свой минералогический состав», – поясняет Периколо. Некоторые архитекторы говорят, что окончательные сроки восстановления будут во многом зависеть от итогового проекта.
Компании, которые специализируются на реставрации исторических зданий и памятников, также предупреждают, что сложно найти достаточное число квалифицированных рабочих. «Нужно будет нанять 100 каменщиков, 150 плотников и 200 кровельщиков, – перечисляет Жан-Клод Белланже из союза ремесленников Compagnons du Devoir. – Есть мастерские и опыт, но не хватает молодых людей для этой работы».
Несколько видных французских архитекторов, в частности, Жан Нувель и Доминик Перро, уже в той или иной форме сообщили, что готовы помочь в восстановлении собора.
Ранее о своей готовности помочь в реставрации собора объявила студия Ubisoft, которая занимается разработкой видеоигр. Она потратила два года на моделирование его виртуальной копии для игры серии Assassin's Creed. Дело в том, что сюжет разворачивается в Париже 18 века и многие локации завязаны на Нотр-Даме. Однако, несмотря на высокую детализацию объектов, наработки видеостудии оказались непригодны: в Assassin's Creed Unity есть многочисленные неточности, которые допустимы для видеоигр, но катастрофичны для реставрации.