Итоги первого масштабного выпуска магистров Архитектурного института. Разбираемся в структуре магистратуры МАРХИ, показываем несколько работ и говорим с выпускниками.
В 2016 году был осуществлен первый масштабный по сравнению с предыдущими годами набор в магистратуру – 166 человек (для сравнения 2014 г. – 56 человек, 2015 г. – 59 человек). Через два года в 2018 году прошел выпуск студентов набора 2016 года. Из 166 зачисленных в 2016 году, на первый курс вышло на защиту и успешно защитилось 156 студента. Из них 45 магистров получили красные дипломы.
Обучение в магистратуре МАРХИ занимает два года; для поступления необходим диплом об окончании бакалавриата.
Мария Рогожникова, заведующая магистратурой МАРХИ: «За два года удалось сбалансировать учебный процесс. В 2016 году магистратура МАРХИ перешла на модульную систему обучения. Основной сквозной дисциплиной является «Проектирование и исследование», а сопутствующие предметы – модули – даются интенсивными курсами по 8 недель, что обеспечивает эффективность усвоения материала и препятствует необоснованному «растеканию» дисциплин по времени. Два года обучения становятся для магистранта возможностью сконцентрироваться на интересующей теме, узнать проблемы и понять их».
Распределение модулей по семестрам соответствует ходу проектно-исследовательской работы – в начале обучения формируется необходимая общая теоретическая база-инструментарий, в дальнейшем предлагаемые модули ориентированы на конкретизацию изучаемой проблемы. 1 год / 1 семестрВ первом семестре с помощью лекционных курсов формируется представление об основных тенденциях современной архитектуры, проблематике и методиках научных исследований. Модули: «Современная архитектура» и «Освоение начальных навыков написания диссертации». 1 год / 2 семестрВо втором семестре студент знакомится с практической стороной работы архитектурного бюро в различных плоскостях – от правовых аспектов до экономических.
Здесь основным модулем становится «Архитектурная практика». Он состоит из теоретического раздела и еженедельных встреч с представителями ведущих современных бюро, где рассматриваются актуальные вопросы ведения проектной деятельности. Сразу после прохождения модуля студенты направляются на практику в архитектурные бюро. Также в этом семестре изучаются дисциплины, призванные помочь студенту сформировать свое проектное решение в соответствии с принятыми нормами строительства. 1 год / 3 семестрВ третьем семестре студент самостоятельно выбирает необходимые для его конкретного исследования модули (дисциплины по выбору), а именно: экология, социология, ландшафтная архитектура, проблемы реконструкции исторической застройки, теоретические основы консервации и реставрации памятников архитектуры, архитектурная физика. Это неполный список дисциплин, сформированный на основе тем научных исследований магистрантов, который может расширяться исходя из каждой темы. 1 год / 4 семестрЧетвертый семестр является завершающим этапом и поэтому здесь 80% составляет самостоятельная работа магистранта, предполагающая в первую очередь индивидуальные консультации со специалистами из смежных дисциплин – по инженерному обеспечению, конструкциям, экологии, социологии – для уточнения необходимых аспектов исследования и проектных разработок.
Мария Рогожникова: «Качественным отличием новой системы стала координирующая роль выпускающих кафедр и непосредственно руководителя магистерской диссертации. Это позволило сформировать всю обучающую программу согласно выбранной тематике исследования магистранта, создало благоприятную атмосферу для научного и творческого поиска».
В целом магистратуру МАРХИ можно разделить на два основных направления: теоретический магистр и проектный магистр.
Концепцию проектного магистра комментирует Андрей Некрасов заведующий кафедрой «Архитектура жилых зданий»: «Кафедра составила схему подготовки магистров-проектировщиков, которая заключалась в самостоятельном выборе тем (при утверждении их руководителем и кафедральной комиссией), проведении научного исследования и проверке различных теоретических положений концепции в виде экспериментальных проектов. Рассчитали так, чтобы ритм и напряженность обучения были бы не менее интенсивны, чем при курсовом проектировании. При этом научно-текстовая часть работы (текст диссертации) была заметно сокращена в сравнении с теоретическим магистром. Два раза в семестр все магистры собирались на кафедре и делали краткие доклады о проделанной работе на фоне своих проектов. Итогом обучения стал ряд экспериментальных проектов, а также текст магистерской диссертации, аргументирующий принятые автором проектные решения». Пример работы проектного магистраавтор Анастасия Шульга, руководители: профессор Алексей Гинзбург, доцент Анна Лощилова.
Автор: Анастасия Шульга, руководители: проф. Алексей Гинзбург, доц. Анна ЛощиловаИзображение предоставлено МАРХИ
Исследование посвящено изучению жилых образований, имеющих блочно-модульную структуру. Определены принципы и способы организации пространства различных жилых ячеек. Выполнен поиск единой объемной структуры, как средства, пригодного для создания целостных структур общественно-жилой застройки. Разработаны экспериментальные проекты жилых образований различного масштаба.
Полина Зуева, доцент МАРХИ: «Исследовательская работа теоретического магистра архитектуры – это расширенное теоретическое авторское исследование в области архитектуры и (или) градостроительства, которое включает в себя авторскую позицию по рассматриваемой проблеме и ее развернутое научное обоснование. Магистранту необходимо произвести самостоятельный научный анализ собранного материала: памятников и современных объектов архитектуры и градостроительства, проектов, графических изображений и научных текстов архивных документов и свидетельств, других источников информации. Особое внимание уделяется новейшей архитектуре, вплоть до проектирования орбитальных станций нового поколения, данная тема разрабатывается под руководством доктора архитектуры, профессора Павлова Н.Л. совместно с МВТУ им. Баумана.
Итогом становится текст диссертации и графическая экспозиция, иллюстрирующая предлагаемые автором теоретические положения. Экспериментальные проекты в данном направлении не являются обязательным составляющим работы». Пример работы теоретического магистраавтор Егор Белаш, руководители профессор Олег Явейн, доцент Полина Зуева.
Автор: Егор Белаш, руководители проф. Олег Явейн, доц. Полина ЗуеваИзображение предоставлено МАРХИ
Работа посвящена изучению нового течения в архитектуре последних нескольких десятилетий, которое пришло на смену нелинейному стилю. Здание все больше начинает рассматриваться как некий механизм, совмещающий в себе множество различных систем. Во главу угла ставится технический подход с научным расчетом архитектурных параметров.*** Магистранты теоретического направления в 2018 году составили 10% от общего числа выпускников. Это соотношение демонстрирует ориентацию института на проектную магистратуру.
Магистратура МАРХИ тесно сотрудничает с Союзом Московских Архитекторов. Кафедра МАРХИ «Комплексная профессиональная подготовка» открыта на базе СМА. Это позволило создать курс лекций современных российских архитекторов и специалистов смежных специальностей. Магистранты МАРХИ имеют возможность пройти практику в ведущих архитектурных бюро Москвы: «Проект Меганом», ТПО «Резерв», Архитектурная мастерская «Атриум», Meralstudio, Архитектурное бюро ASADOV, «Цимайло Ляшенко и Партнеры», Гинзбург Архитектс и другие.
Известно, что к МАРХИ есть претензии в избыточности теоретических текстов у магистров. «Эта ситуация вполне объяснима, говорит Мария Рогожникова. – Для поступивших на программу обучения магистратуры объем теоретического материала кажется большим. В рамках образовательной программы бакалавриата студента нацеливают на приобретение прикладных навыков проектирования, дают инструментарий. Это продиктовано профессиональным стандартом Архитектора, который разделяет обязанности бакалавра и магистра. Диплом магистра дает архитектору значительно большие возможности в профессиональном росте, а значит и возлагает больше ответственности за свои творческие решения. Мы стараемся научить будущего руководителя подходить к решению архитектурных вопросов с разных точек зрения, анализировать сложившуюся ситуацию, рассматривать перспективы развития участка и связанные с этим проектные решения, быть социально ответственным. Поэтому мы настаиваем на необходимости написания расширенного текста диссертации. Текст пишется в рамках дисциплины «Научная деятельность» и в первую очередь представляет собой теоретический базис для проектных экспериментов, сформированный на основе изучения передового мирового проектного опыта и сопутствующих смежных исследований. Таким образом, текст представляет собой с одной стороны структурную аргументацию проектных решений, подробный перечень задач к каждому экспериментальному проекту и итоговый анализ предложенных проектных решений».*** Отзывы магистрантов об обучении в магистратуре МАРХИ Максим Матвеев Руководители: проф. Владимир Юдинцев, доц. Елена Ганушкина Кафедра «Архитектура жилых зданий», Красный диплом:
«Обучение в магистратуре МАРХИ стало для меня продолжением бакалавриата. За пять лет я получил отличную базу, а в магистратуре смог изучить множество теоретических аспектов выбранной темы. Одним из главных навыков, приобретенных во время обучения, стал комплексных многогранный подход, который позволяет структурно развить и воплотить главную идею проекта.
Автор: Максим Матвеев, руководители: проф. Владимир Юдинцев, доц. Елена ГанушкинаИзображение предоставлено МАРХИ
Мне очень повезло с моим научным руководителем В.П Юдинцевым и кафедрой жилых зданий. На консультациях, которые проходили два раза в неделю, я получал очень много информации. Преподаватели общаются со студентами иногда более часа. При этом можно послушать консультации и ежемесячные промежуточные защиты других одногруппников и еще больше углубить свои знания в разных областях. Мне понравился вектор тем проектов, которые были у нашей группы. Все они были направлены на гуманизацию городской среды Москвы. На протяжении двух лет на нашей кафедре была поставлена задача поделить главную тему исследования на 3-5 теоретических проекта. Мне кажется, это было очень хорошим методом, так как позволило с самого начала включиться в работу и посмотреть на тему под совершенно разными углами в каждом проекте. В дальнейшем навыки комплексного подхода в проектировании помогли мне вырасти на несколько должностей в архитектурном бюро.
На остальных дополнительных занятиях мне очень понравилось изучение параметрических и ГИС программ, также было интересно изучать менеджмент и конструкции зданий и сооружений.
Из того, что бы я хотел изменить в процессе обучения магистратуры – это сделать больше защит с проектором, а не с распечатанными планшетами. Хотя материал, скомпонованный на планшете, очень структурировал мышление и помогал не упустить главную идею».
Автор: Максим Матвеев, руководители: проф. Владимир Юдинцев, доц. Елена ГанушкинаИзображение предоставлено МАРХИ
Исследование М. Матвеева «Векторный фактор в высотном строительстве как элемент ориентации в городе на примере Москвы» посвящено проблеме построения цепной системы связи из векторных высотных зданий на ключевых участках городского плана для улучшения ориентации в городе и восстановления связи между районами. Векторная архитектура – здания, которые своей формой выражают пространственные направления и ориентиры. В рамках работы были выполнены экспериментальные проекты на трех участках для подробного объяснения выявленных теоретических положений.
Автор: Максим Матвеев, руководители: проф. Владимир Юдинцев, доц. Елена ГанушкинаИзображение предоставлено МАРХИ
Автор: Максим Матвеев, руководители: проф. Владимир Юдинцев, доц. Елена ГанушкинаИзображение предоставлено МАРХИ
Сергей Чекмарев Руководители: проф. Дмитрий Величкин, проф. Николай Голованов Кафедра «Архитектура жилых зданий», Красный диплом:
«Обучение по программе магистратуры МАРХИ совмещает в себе как теоретические изыскания, так и практическую апробацию на архитектурных проектах. Именно такой формат позволяет максимально раскрыть тему исследования и наглядно презентовать ее выводы в виде обширного графического материала.
Автор: Сергей Чекмарев, руководители: проф. Дмитрий Величкин, проф. Николай ГоловановИзображение предоставлено МАРХИ
Автор: Сергей Чекмарев, руководители: проф. Дмитрий Величкин, проф. Николай ГоловановИзображение предоставлено МАРХИ
В ходе работы над диссертацией дополнительную информацию помогали искать специалисты смежных кафедр, что позволило рассмотреть исследуемые проблемы с разных сторон. Возможно, для сбора информации не хватало обзорных экскурсий и изучения реальных городских объектов, но лекции приглашённых практикующих специалистов проводились регулярно. Обучение прошло очень стремительно и насыщенно! Спасибо!»
В исследовании С. Чекмарева «Полицентризм как метод развития города на примере высвобождаемой территории Ленинградской железной дороги» в застройке Ленинградской железной дороги предложены принципы формирования полицентров в новых микрорайонах, как элементов дифференцированного развития территорий, при сохранении исторически ценной застройки. В рамках исследования выполнено пять экспериментальных проектов.
Автор: Сергей Чекмарев, руководители: проф. Дмитрий Величкин, проф. Николай ГоловановИзображение предоставлено МАРХИ
Автор: Сергей Чекмарев, руководители: проф. Дмитрий Величкин, проф. Николай ГоловановИзображение предоставлено МАРХИ
Мария Финагина Руководители: проф. Дмитрий Величкин, проф. Николай Голованов Кафедра «Архитектура жилых зданий», Красный диплом, Золотая медаль МАРХИ:
«Работа над магистерским дипломом – это в большей степени процесс исследования с помощью разных подходов, главный из которых на кафедре жилых зданий конечно же проектирование.
Для меня программа самой магистерской работы оказалась очень гибкой. Процесс обучения в рамках архитектурного проектирования возможно подстроить под свою тему. Самостоятельность подхода к освоению темы и некая свобода в выборе специфики каждого этапа делает тебя ответственным и в какой степени самостоятельным исследователем. Это гибкость позволяет выявить индивидуальность каждой работы.
Автор: Мария Финагина, руководители: проф. Дмитрий Величкин, проф. Николай ГоловановИзображение предоставлено МАРХИ
Магистратура предполагает нечто больше, чем просто задание и проект, отвечающий теме. Ты сам выстраиваешь задачи, нащупываешь тему, задаёшься вопросами. Собирая информацию, охватываешь большой теоретический аспект, который и в дальнейшем после окончания института становиться твоим навигатором в теории архитектуры.
Автор: Мария Финагина, руководители: проф. Дмитрий Величкин, проф. Николай ГоловановИзображение предоставлено МАРХИ
На кафедре жилых зданий проекты интегрированы в магистерскую работу, таким образом, каждое проектное предложение – это практическое упражнения на тему научной работы. Неудачный проект, или проект выбивающийся из темы становится очевидным и определяющим фактором границы исследования, что тоже ценно в работе над магистерской диссертации.
Двухгодичная программа позволяет глубоко и качественно исследовать тему, как в разных аспектах, так и в разных масштабах. Мне, например, удалось проработать тему «гибриды» и с точки зрения градостроительства, и с точки зрения выявления типологии здания, и с точки зрения структурного насыщения. Все поиски и этапы защищаются перед преподавателями самостоятельно, развивается навык дискуссии, самопрезентации и выстраивания логики рассказа. За период обучения эти навыки действительно оттачиваются, поскольку многие ставят твои идеи и рассуждения под сомнения, выстраивая конструктивную критику.
В нашей группе из восьми студентов первым этапом было общее исследование Москвы – как база для темы каждого из нас. Поэтому на занятиях по проектированию мы выслушивали каждого и обсуждали вместе спорные вопросы. Благодаря такому подходу удалось получить широкий круг знаний и вместе с этим целостность видения и с другой стороны более глубокое понимание и значение своей темы в рамках общего развития архитектуры и современных социально-экономических тенденций.»
В исследовании М. Финагиной «Гибридные системы как способ реновации промышленных зон на высвобождаемой территории вдоль Ярославской железной дороги в пределах МКАД» на территории Ярославской железной дороги предложены приёмы застройки, в основе которых лежат гибридные принципы функционального развития.
Автор: Мария Финагина, руководители: проф. Дмитрий Величкин, проф. Николай ГоловановИзображение предоставлено МАРХИ
Автор: Мария Финагина, руководители: проф. Дмитрий Величкин, проф. Николай ГоловановИзображение предоставлено МАРХИ
Автор: Мария Финагина, руководители: проф. Дмитрий Величкин, проф. Николай ГоловановИзображение предоставлено МАРХИ
Руководитель: Ксения Сулим Кафедра «Архитектура жилых зданий», Красный диплом: «МАРХИ ... Почему туда? У любого студента архитектурных вузов Санкт-Петербурга мурашки по коже от этой аббревиатуры… :)
Автор: Юлианна Решетникова, руководитель: Ксения СулимИзображение предоставлено МАРХИ
Перед поступлением в магистратуру у того же любого студента из Петербурга обычно стоит выбор: или МАРХИ или ГАСУ. Решив сменить обстановку и познакомиться со всемирно известной архитектурной школой, я выбрала первое, и это получилось очень увлекательное двухлетнее путешествие.
Что такое МАРХИ? Во-первых это высокая конкуренция среди самих студентов, как минимум потому (не говоря о талантах естественно), что к моменту магистратуры большее количество уже работает, и делает это в самых сильных архитектурных бюро России – это очень круто.
Во-вторых масштаб. Во всем! Масштаб института (огромное количество кафедр), масштаб охватываемых предметов, масштаб самой магистерской диссертации! В моем случае графически-проектная часть заняла 20 квадратным метров. В-третьих преподавательский состав и их работа со студентами, как всего института, так и кафедры (я попала на кафедру жилых зданий, чему безумно рада и благодарна, наверное, до сих пор), так и в группах (я училась в группе профессора Дьяконовой Т.А., Сулим К.Л, Мотовой А.С.). Самое ценное – это каждодневная и постоянная связь преподавателей со студентом по любым видам связи, к слово о постоянной – даже ночью :) Наверное также хочется упомянуть новую модульную систему, которая была введена в работу с нашим курсом (потоком). Модульность присутствовала во всем, и в так скажем «общих» предметах (каждый семестр делился на три части, в каждой из которых начинались новые предметы) и непосредственно в самой диссертации. Это интересный опыт. Иногда сложный, очень сложный, но интересный. Твоя дипломная работа своего рода лего – каждая глава и каждый экспериментальный проект формируется в определенную «сетку», отраженную затем на планшетах. Ты сам выбираешь какой ей быть, каков масштаб и какова деталировка. К примеру в моей работе было 3 экспериментальных проекта локальных объектов и 1 проект на градостроительном уровне района, объединяющий разработанные на локальных объектах модели. В то же время все это объединяется тонкой нитью теоретической подоплеки, разработанную и доказанную данными концепциями. Это был хоть иногда и чертовски сложный, но интересный путь. Спасибо МАРХИ за опыт. И кстати, закончила я с красным дипломом».
Исследование Ю. Решетниковой посвящено организации застройки набережных Санкт-Петербурга. Экспериментальные проекты выполнялись на основе выявленных в работе принципов функционально-средового подхода к проектированию набережных в жилой и общественной застройке на реорганизуемых городских прибрежных территориях с учетом специфики застройки Санкт-Петербурга.*** Автор: Юлианна Решетникова, руководитель: Ксения СулимИзображение предоставлено МАРХИ
Автор: Юлианна Решетникова, руководитель: Ксения СулимИзображение предоставлено МАРХИ
|