Выставка «Нерви в процессе создания» дизайнеров Formafantasma, организованная римским музеем MAXXI в партнерстве с компанией Alcantara, исследует роль материала в работе современных проектировщиков.
Вид экспозиции «Нерви в процессе создания» в музее MAXXI
Музей искусства XXI века (MAXXI), лучше всего известный благодаря своему зданию по проекту Захи Хадид, начал свое сотрудничество с компанией Alcantara, производителем одноименного нетканого материала, еще в 2011. Сначала последовал ряд коллективных выставок современного дизайна, но с прошлого года формат сменился на так называемый Studio Visit – «визит в мастерскую». Тому или иному дизайнеру предлагают выбрать из коллекции музея своего героя из прошлого – и посвятить ему выставку. Единственное условие – использование материала Alcantara. В 2018 Нанда Виго «вступила в диалог» с Паоло Солери, а в этом молодой дуэт Formafantasma (Андреа Тримарки и Симоне Фаррезин) устроил «воображаемый мастер-класс» Пьер Луиджи Нерви.
Вид экспозиции «Нерви в процессе создания» в музее MAXXI
Основой экспозиции стали фотографические учетные карточки из архива Нерви, который хранится в MAXXI: в бюро великого инженера стоял металлический шкаф с разложенными по порядку 4315 наклеенными на бланки из плотной бумаги фотографиями к 130 проектам. Они позволяют многое узнать о творческом процессе, а также о ходе реализации замыслов Нерви. Кроме того, среди них можно найти и «образцы» для его работы – причем не только готическую архитектуру, всегда бывшую для него важнейшим ориентиром, но и храмы греческой архаики и даже пещеры со сталактитами и сталагмитами. Также авторы-кураторы использовали данные проводившихся Нерви технических испытаний и аудиозаписи его лекций.
Вид экспозиции «Нерви в процессе создания» в музее MAXXI
Нерви невозможно рассматривать отдельно от выбранного им для большинства своих проектов материала – бетона в вариантах железобетона и изобретенного им армоцемента. В своих постройках он постоянно расширял как технические, так и выразительные его возможности. Именно поэтому инженера так вдохновляла готика, где работающая конструкция неотделима от эстетического, эмоционального воздействия архитектуры, и, по его собственным словам, «неразрывно соединены холодная техника и жгучая страсть».
Вид экспозиции «Нерви в процессе создания» в музее MAXXI
Эхо завораживающих своей геометрией сводов перпендикулярной готики можно найти в перекрытиях олимпийских Большого и Малого дворцов спорта в Риме (1960), о колоннах огромных соборов напоминают «зонтичные» опоры Дворца труда в Турине (1961), еще более уместны такие аналогии для кровли папского зала аудиенций в Ватикане (1971). Многоликость, которую в творчестве Нерви приобретал бетон, дизайнеры Formafantasma сравнивают с «податливостью» материала Alcantara, широко использованного в экспозиции, с его способностью служить разным функциям и в разных контекстах, в зависимости от творческого замысла. Роль отвечающего нуждам своей эпохи эффективного материала порой становится главенствующей, привнося в идею автора дополнительное содержание: в конце концов, «the medium is the message».
Вид экспозиции «Нерви в процессе создания» в музее MAXXI