Медиакомпания BBC запустила интерактивный документальный проект об истории одного из самых одиозных зданий Латинской Америки. Обветшавшая «космическая» башня возвышается сегодня над трущобами в центре Каракаса. В 1960-е «Геликоид» (El Helicoide) должен был стать торговым центром для состоятельных людей и символом процветающей Венесуэлы, но так и не был достроен. Сегодня в несостоявшемся ТЦ находится одна из самых известных и самых страшных тюрем страны.
«Геликоид». Автор фотографии Damián D. Fossi Salas. Лицензия CC BY-SA 2.0
Проект BBC – это комбинация лонгрида, документального кино и виртуальной игры. История, которую рассказывают журналисты, построена на свидетельствах бывших заключенных, их родных и надзирателей – также бывших. При помощи иллюстраций в формате 360° им удалось «оживить» некоторые эпизоды, происходившие в стенах «Геликоида». Этот фильм – результат многомесячного расследования репортера BBC Каренины Веландии (Karenina Velandia) о нарушении прав человека.
Строительство ТЦ «Геликоид» активно велось в 1956–1960, когда у Венесуэлы появились амбициозные планы и большие доходы от экспорта нефти. В трехгранной пирамиде планировали разместить 300 бутиков, кинотеатр, выставочную площадку, пятизвездочный отель, парк. Вдоль фасада по спирали протянули 4-километровый террасу: по ней автомобили могли заезжать на нужный этаж и там парковаться. Ничего подобного в Латинской Америке на тот момент не существовало.
«Геликоид». Автор фотографии Jesús Rincón. Лицензии CC BY-SA 4.0, 3.0, 2.5, 2.0, 1.0
Проект во многом продвигался президентом-диктатором Маркосом Пересом Хименесом. Когда в 1958 Хименеса свергли, проект был признан обременительным, а в 1961 – заморожен. Одно время правительство лелеяло надежду приспособить его под общественные нужды. Но в 1980-е там разместили Боливарианскую национальную разведслужба (SEBIN). Помещения, предназначавшиеся для магазинов, офисов, и даже лестницы и санузлы превратили в камеры для политических заключенных.
«Геликоид». Автор фотографии Sentinel24. Лицензия CC BY-SA 3.0
Узники содержатся в ужасающих условиях. «В старом складском помещении 12х12 метров одновременно находилось 50 человек», – вспоминает один из бывших охранников Виктор. «Не было света, воды, туалета, канализации и кроватей, – рассказывает политзэк Росмит Мантилья (Rosmit Mantilla). – Стены [камеры] были покрыты пятнами крови и экскрементов». В таких условиях обвиняемые проводили дни, недели и месяцы прежде чем предстать перед судом. Сам Мантилья прожил в «Геликоиде» два с половиной года. Пытки и издевательства над заключенными были в порядке вещей, признается тюремный надзиратель Мануэль. «Я не стану прежним человеком [после всего пережитого], – говорит Мантилья. – Это сложно, потому что в каком-то смысле «Геликоид» был моим домом в течение двух с половиной лет. Хотя я пытаюсь отрицать это, но часть меня остается там». После освобождения он получил политическое убежище во Франции.