Опера Бастилии на одноименной парижской площади – один из «Больших проектов» президента Франции Франсуа Миттерана, результат масштабного (почти 800 участников) международного конкурса, который выиграл в 1983 уругвайский архитектор Карлос Отт. Здание открылось в день двухсотлетия Французской революции в 1989, однако замысел автора не был воплощен до конца. К примеру, постройка никак не связана с начинающимся рядом парком – виадуком Искусств.
Завершившийся сейчас конкурс призван не только завершить начатое, но и увеличить «мощности» Оперы Бастилии (именно там Парижская национальная опера показывает свои основные спектакли, в то время как во «Дворце Гарнье» проходят ее балетные и более камерные оперные постановки), поэтому вопросы логистики и технического оснащения крайне важны. Кроме того, здание следует связать с окружением и включить в городскую жизнь, кипящую вокруг.
Очевидно, последняя цель связана со сложной темой «элитарности» оперного искусства, популярного у узкой прослойки ценителей, чаще всего – состоятельных. Поэтому, чтобы оправдать государственную поддержку этого вида искусства и заметное место, которое такие театры физически занимают в городах, предпринимаются шаги по архитектурной его «демократизации». Самый яркий пример – оперный театр в Осло, где вся кровля–фасад служит открытым для всех общественным пространством, очень популярным у горожан, фойе открыто в часы работы «учреждения культуры» всем желающим – даже во время спектаклей, и т.д. Один из самых недемократичных по ценам оперных театров, Королевская опера в Лондоне – Ковент-Гарден – подчеркивала за последние десятилетия свою «доступность» с помощью реконструкции фойе уже дважды: в конце 1990-х (работа Dixon Jones) и совсем недавно, в рамках проекта с характерным названием Open Up (бюро Stanton Williams и другие).
Так и в Париже архитекторы предлагают перестроить и расширить фойе, создав там на двух уровнях «внутреннюю улицу». Кроме того, в дополнение к имеющимся трем залам, включая главный на 2745 человек, в театре появится еще один, «модульное пространство» для спектаклей и репетиций на 800 зрителей. Декорационные и другие художественно-производственные мастерские получат новые площади в пристройке, которая соединит здание с виадуком Искусств: озеленение «перейдет» оттуда на новое сооружение.
Строительство планируют начать в 2019-м, завершить – в 2023. В команду Henning Larsen входят парижские архитекторы Reichen et Robert & Associes, специалисты по сценическому освещению dUCKS, консультанты по акустике PEUTZ и бюро CET Ingénierie.