Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.12.2018

Олег Гурьев: «BIM избавляет от рутины»

Директор департамента девелопмента ГК «А101» Олег Гурьев рассказывает, как один из крупнейших столичных девелоперов переходит на BIM-проектирование и развивает собственный проектный институт, в чем особенность собственной программы корпоративного обучения, и чем собственная проектная команда лучше приглашённой.

Олег Гурьев, директор департамента девелопмента ГК «А101»
Давно ли в ГК «А101» существуют собственные подразделения, отвечающие за разработку архитектурных концепций, проектную и рабочую документацию? Много ли там людей и чем они занимаются?

У нас существует подразделение, которое за 7 лет из небольшого технического отдела в структуре службы заказчика превратилось в проектный институт численностью более 100 человек. Сегодня институт участвует во всех этапах проектирования. Вместе с тем, мы постоянно ищем способы улучшать свой продукт, поэтому привлекаем внешних партнеров, которые могут быть полезны в разработке новых идей и решений. Здесь можно вспомнить международный архитектурный конкурс на концепцию системы общественных пространств для ЖК «Скандинавия», победителем в котором стало голландское бюро MLA+. Или недавний тендер на проектирование более 300 тысяч м2 жилья, в котором участвовали компании со всей страны. Сторонние команды могут привлекаться на любую стадию, от концепции до рабочей документации.

А зачем тогда девелоперской компании вообще тратить внутренние ресурсы, развивать собственный проектный институт с хорошими компетенциями в BIM-проектировании, когда рынок позволяет за небольшие деньги нанять очень хорошую команду?

Небольшие деньги в девелопменте – понятие относительное. На рынке крайне сложно отыскать хорошую команду. То есть такую, чей опыт и компетенции позволяют быстро понять продукт и, в известном смысле, «предугадать» пожелания заказчика.

Кроме того, ГК «А101» работает только с масштабными проектами, на участках от 70 га и больше, а они никогда не бывают статичными, эволюционируют вместе с рынком. Собственная команда, которая «живет» с проектом в течение всего срока реализации – более оптимальный выбор с точки зрения и уровня затрат, и понимания продукта. Конечно, ее наличие не исключает привлечения внешних подрядчиков, которые часто привносят интересные идеи, но важно сохранить концепцию, обеспечить баланс преемственности и разнообразия.

Создавая внутри Группы компетенцию в области BIM-проектирования, мы решаем две основные задачи. Первая очевидна: развитие собственной проектной команды, которая может эффективно работать с bigdata, в том числе в рамках проектной и рабочей документации. Обычно ее подготовка – очень долгий процесс. Цена ошибки довольно высока, но нередко ошибки «отлавливают» не внутри компании, а в экспертизе, и тогда документы отправляются на доработку, а выход на стройплощадку откладывается еще примерно на два-три месяца.
Между тем, в условиях работы через эскроу-счетов высокая скорость реализации проекта становится критически важным фактором. И понятно, что далеко не все технологические процессы на стройке можно ускорить без потери качества. Зато можно сократить стадию «П» за счет современных IT-решений.

Виртуальная модель здания, созданная с помощью BIM, ведет себя точно так же, как настоящий дом, в соответствии с законами физики, все эффекты от новых решений и материалов быстро просчитываются компьютером. Поиск пересечений элементов между разделами и внутри одной дисциплины проектирования снижает вероятность ошибок – на 80%. А также, что не менее важно, позволяет очень быстро проверить на эффективность новые решения или материалы.

Вторая задача – уметь отличать компетентных подрядчиков от бюро, которые лишь декларируют свой уровень информатизации, а на деле внедрение BIM у них ограничилось наймом одного специалиста, не всегда с сертификатом, и установки Revit, не всегда лицензионного.

В связи с этим, кстати, хотелось бы отметить еще один важный момент. Мы и сами не хотим оказаться в ситуации, когда носителем каких-то компетенций выступает один человек или небольшая команда. Мы всё понимаем про жизненные обстоятельства и конкуренцию «за мозги». Поэтому мы создали собственную программу корпоративного обучения BIM, принципиально рассчитанную на массовость.

Как давно ваша внутренняя команда сама работает с BIM, полностью или фрагментарно?

Пока в рамках пилотных проектов. Первый такой проект мы начали для самого чувствительного для нас продукта – жилья. Его целью было создать некую библиотеку материалов, конструкций и шаблонов, которая автоматизирует большинство рутинных процессов, даст архитекторам набор элементов для компоновки. Сейчас на основе этих наработок проектируем жилые корпуса для проекта «Скандинавия» и «Испанские кварталы».
ЖК «Скандинавия», BIM-модель и пре-рендер. Предоставлено А«101»
ЖК «Скандинавия», BIM-модель и пре-рендер. Предоставлено А«101»

Процесс внедрения BIM у нас был выстроен иначе, чем у других. Два года назад мы наняли первого сотрудника в соответствующее подразделение, начали с разработки регламентов и стандарта BIM-моделирования, но, когда дело дошло до поиска компетенций на рынке, мы поняли, что столько людей в моменте нам не найти.

Поэтому мы совместно с внешними экспертами разработали корпоративную программу обучения, протестировали ее на фокус-группе, но энтузиазма поначалу не встретили. Это нас не остановило, и мы развернули масштабный образовательный проект, который поддержала компания Autodesk. Она предоставила нам возможность сертифицировать своих сотрудников, а отдел внедрения BIM в полном составе прошел сертификацию профессионалов с правом преподавания.

«Эффект домино» случился, когда мы обучили несколько первых групп и торжественно вручили первые сертификаты. К нам моментально выстроилась очередь из желающих, нам даже пришлось корректировать график обучения под тех, кому это «очень срочно и очень сильно» понадобилось.
ЖК «Скандинавия», проект. Предоставлено А«101»
ЖК «Скандинавия», проект. Предоставлено А«101»

Расскажите о своей программе, что в ней особенного?

Во-первых, мы разработали ее на основе принципа «производственной практики». Обучение ведется без отрыва от основной деятельности, в том числе и на тех решениях, которые эти же специалисты уже спроектировали без применения BIM. Это очень наглядно показывает разницу в подходе.

Во-вторых, все занятия проводятся в интерактивном режиме, в формате вебинара. Преподаватель показывает, как и что надо делать, отвечает на вопросы. При этом к компьютерам и преподавателя, и учеников подключено два монитора. Ученик в одном следит за трансляцией, а на втором выполняет задания. А преподавателю второй монитор нужен для того, чтобы смотреть за тем, как ученик выполняет задания. При необходимости преподаватель может взять профиль любого ученика под удаленное управление и наглядно разобрать вопрос или сложную ситуацию.

В-третьих, сама программа мне кажется очень эффективной. Она делится на общий курс, где проектировщики знакомятся с принципами моделирования и интерфейсом программы, и персонализированный – по каждой из специализаций. Кроме того, мы создали курс совместного проектирования для налаживания эффективной коммуникации между проектировщиками разных специальностей.

И, наконец, все наши семинары аккумулируются в базе знаний ГК «А101» в виде скринкастов, чтобы можно было пересмотреть любой момент. Я в жизни видел много отличных учебников, и, кажется, мы создали еще один.

В какой стадии находится внедрение BIM, можно ли уже оценить эффективность в цифрах?

Внедрение технологии носит отложенный экономический эффект для Группы в целом, но разбирая локальные решения, только на конструктивной и архитектурной части мы оцениваем экономию 2-3%. После полномасштабного внедрения BIM в нашу производственную практику эффект может достигнуть 8-11% с учетом изменения налогов и инфляции.
ЖК «Скандинавия», проект. Предоставлено А«101»
ЖК «Скандинавия», проект. Предоставлено А«101»

Пока самым «прорывным» эффектом я бы назвал возможность всего за 1-3 дня смоделировать в рамках одного проекта несколько разнообразных технических решений и спрогнозировать для каждого из них изменения себестоимости и целесообразность применения с точностью до 98%.

В целом развитие компетенций в области BIMдаст нам четкое понимание того, как влияет каждое техническое решение на весь проект в целом. Применяя принципы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач – прим. ред.), мы пришли к цифровизации проектов. Применяя BIM-моделирование, мы способны формулировать в заданиях на проектирование нужный результат.

Вернемся к взаимодействию с партнерами. Как Вы оцениваете разницу в работе с внутренним подразделением, с внешней российской командой, с международной командой – в экономическом плане и в плане оригинальности и привлекательности результата работы?

Разница, конечно, есть. Представьте, что вы в отпуске, приехали на пляж в другую страну, не знаете английского языка, но очень хочешь поиграть, например, в волейбол. Чтобы все точно получилось, вы сначала ищете соотечественников, потому что у вас один язык, но спустя некоторое время мультиязычная команда «сыгрывается» и понимает друг друга по взгляду или жесту. В работе с внешними партнерами тот же принцип: сначала конфликт парадигм и взглядов, потом конструктивная работа и результат.

Зарубежные партнеры интересны как консолидаторы лучшего мирового опыта, но исключительно для концептуальных проработок. Потому что, во-первых, у нас все-таки очень сильно различаются нормы и номенклатурная база материалов, а в отдельных случаях и технологии, далеко не все из которых можно применить в РФ из-за норм СП или ГОСТов. А, во-вторых, их услуги на «полный цикл» в несколько раз дороже, чем у соотечественников, что влияет на себестоимость продукта в целом.