С конца ноября автомобилисты Мадрида живут по новым правилам: власти ограничили сквозное движение через центр города. Территория площадью 472 гектара объявлена зоной, свободной от выбросов, грязи и заторов, хотя ранее здесь ежедневно проходило 58 000 транспортных средств. Под полный запрет попали автомобили с бензиновым двигателем, выпущенные до 2000-го, и автомобили с дизельным двигателем старше 2006-го: им вообще нельзя въезжать в центр и тем более парковаться на улицах (исключение сделано лишь для местных жителей и лиц с ограниченными возможностями). Полную свободу имеют лишь электромобили и гибриды (которые могут пройти исключительно на электричестве 40 км и более). Машины стандарта Eco могут находится в центре не более двух часов (учитывается и движение, и парковка), стандарты C и B не могут парковаться на улице, а лишь на общественной парковке или в частном гараже. Также действуют ограничения по времени суток, особенно в случае грузовиков поставщиков для кафе и магазинов, которые в ближайшие пять лет должны заменить свои старые машины на более «чистые».
К 2025 эту практику национальное правительство планирует перенести в другие города. Сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому въезд в центральные районы будет разрешён только транспортным средствам с нулевым выбросом CO2. Мера коснется городов, где больше 50 000 жителей; под этот критерий попадает 138 населённых пунктов.
Самое удивительное, что, несмотря на все неудобства и вынужденную перестройку жизни, такие инициативы встречают широкую поддержку населения, пишет CityLab. В Мадриде ради улучшения качества среды с неудобствами готовы мириться 64% жителей, в Каталонии – 65%. Еще более высокие показатели в Галисии, там сторонников «зелёной» политики – 78%. Этот феномен связывают с успехом пешеходного движения в одном из городов провинции Понтеведра, где в 1999 создали свободное от автомобилей пространство площадью 300 000 м2.Мера даже помогла увеличить там число детей при низкой рождаемости: молодые семьи начали массово переезжать в Понтеведру.
Высокий уровень поддержки CityLab объясняет также планировкой городов Испании: они не просто плотные, а сверхплотные. Например, в Мадриде на одном квадратном километре вышеупомянутой зоны проживает почти 45 000 человек, и все они страдали от автомобильных выхлопов. «Сговорчивость» испанцев может быть и следствием длительной предварительной работы: в течение многих лет введение программы было темой публичной дискуссии (с упором на здоровье населения), что позволило жителям страны привыкнуть к мысли о скором вытеснении машин из городов, а в Мадриде отдельные запретительные меры принимались с 2005.