Открытие здания Центра Арво Пярта приурочено к столетию Эстонской республики, которое отмечается в этом году. Строительство финансировало государство, в то время как инициаторы создания учреждения – сам композитор и его семья. Его назначение – пространство для сохранения и исследования творческого наследия Пярта в Эстонии, в его родной языковой среде. Центр – архив – был основан в 2010 в бывшем частном доме «Алина» (название связано с новаторской фортепианной пьесой «Для Алины» 1976 года) в 35 км от Таллина, в курортной местности Лауласмаа; в той же деревне живет и сам композитор. Так как в этой скромной вилле было невозможно открыть исследователям доступ к материалам, устраивать образовательные программы и концерты, в 2014 провели международный конкурс на проект нового здания – в той же Лауласмаа.
Победителями стали испанские архитекторы Фуэнсанта Ньето и Энрике Собехано. Авторы основали свой проект на роли пространства и времени для архитектуры и музыки: помимо очевидного, здание обладает также и временным измерением, а звук определяется тем пространством, где произведен.
Невысокое здание без прямых углов находится посреди густого соснового бора на выдающемся в Балтику полуострове. Мотив пятиугольника повторяется в проекте в разных формах как образ зеркала в зеркале, напоминая о ключевой композиции Пярта. У постройки нет главного и второстепенного фасадов, иерархии пространства. Лишь функция той или иной части определяет проницаемость ее стен, в том числе за счет плотности расстановки колонн: их расположение напоминает о ритмах некоторых произведений композитора.
Постройка прорезана серией пятиугольных внутренних дворов. В одном из них стоит массивная часовня – абстрактный образ православного храма. Рядом с центром помещена легкая башня, с вершины которой открывается вид на море. Это два акцента, подобных музыкальным, по мысли архитекторов, отражают основные импульсы строительства – слиться с основой-землей и достичь невесомости.
В здании размещены архив композитора из всех связанных с ним материалов, библиотека (в ее основе – книги Арво и Норы Пярт, в основном – теологические труды, дополненные нотами работ композитора, музыковедческой литературой, аудио- и видеозаписями), выставочные и образовательные помещения, концертный зал на 140 человек, кафе и кабинеты сотрудников.