Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.11.2018

Сергей Георгиевский: «Зодчество» – это клуб»

Елена Петухова

Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» впервые принимает участие в фестивале «Зодчество» с кураторским проектом РЕ-ПРОМ и несколькими публичными мероприятиями. О проекте, поводах к участию в фестивале и публичности в работе Агентства мы говорим с его руководителем Сергеем Георгиевским.

Сергей Георгиевский, руководитель Агентства стратегического развития «ЦЕНТР». Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»
Сергей Георгиевский, руководитель Агентства стратегического развития «ЦЕНТР». Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» ведет активную информационную политику, презентуя общественности проекты, в которых оно участвует, и исследования, которые проводит по собственной инициативе. В чем цель такой публичности?

Сергей Георгиевский: Мы сделали публичность частью нашей деятельности, включив ее в систему базовых ценностей компании. Все результаты нашей работы исследования и методики мы выкладываем в публичный доступ. Мы не боимся делиться идеями. При современном уровне развития информационных технологий тратить ресурсы и время на то, чтобы защитить интеллектуальную собственность – глупо. Ты потеряешь первым. Всегда найдется тот, кто сможет реализовать твою же идею быстрее тебя. Зато представив свою работу публично, ты гарантировано получишь больше идей и больше направлений для дальнейшей работы в виде ответной реакции со стороны экспертного сообщества.
Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»
Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Если говорить о нашем сообществе, то оно настроено достаточно критично в отношении любых проектов или исследований. Какую пользу вы можете извлечь из подобной критики?

Критика критике рознь и то, что в большинстве своем она сводиться к неконструктивным форматам – это временное явление, симптом общего состояния сообщества, не привыкшего вести конструктивный диалог. И когда мы публикуем результаты нашей командной работы, мы надеемся таким образом изменить уровень, насыщенность, качество этого диалога. А поднимая выше планку требований к собственной работе, в том числе под влиянием критики, мы формируем другой уровень конкуренции, который в свою очередь стимулирует нас к дальнейшему росту. Это замкнутая система, подстегивающая к развитию, к все новым и новым шагам вперед. Без критики, без публичного обсуждения, образуется информационный вакуум, который ведет если не к деградации, то к стагнации отрасли.

Я уверен, нет никакого смысла скрывать информацию, наоборот, нужно отдавать все, давая этому прокрутиться через «мясорубку» критики, отзывов, позитива, негатива, коллабораций и так далее. И в результате ты получишь новый продукт 2.0. В нашей сфере деятельности, для аналитического агентства, специализирующегося на градостроительстве, урбанистике и архитектуре этот «перпетум мобиле» точно работает.
Одна из сессий конференции «Комфортный город» 2018. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»
Одна из сессий конференции «Комфортный город» 2018. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Ваши партнеры и заказчики разделяют эту точку зрения?

На начальном этапе сотрудничества не всегда. Но мы популяризируем открытость в работе с любыми, даже самыми непростыми территориями. Мы объясняем заказчикам и партнерам, что прозрачность, высокий уровень информативности, готовность к диалогу с различной аудиторией – это эффективный репутационный механизм, который позволит сформировать будущее проекта в долгосрочной перспективе. Это не просто, так как требует много сил, энергии, эмоций, ведь кроме того, чтобы сделать работу нужно все объяснить, описать, рассказать, ответить на все вопросы. Но мы придерживаемся наши принципов и стараемся переубеждать наших партнеров, которые в большинстве случаев соглашаются с тем, что тактика открытости работает и берут ее на вооружение при развитии новых проектов. Возможно это звучит высокопарно, но мы видим свою миссию в том числе и в том, чтобы популяризировать среди профессионального сообщества открытый транспарентный подход к работе с разными типами недвижимости и территорий. Уверен, что эти «инвестиции» дадут в будущем отличный доход.
Объявление финалистов Открытого международного  конкурса на разработку концепции и мастер-плана экорайона в Казани. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»
Объявление финалистов Открытого международного конкурса на разработку концепции и мастер-плана экорайона в Казани. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Все вышесказанное объясняет причины и логику участия в различных профессиональных мероприятиях. А чем вас заинтересовало «Зодчество»? Контактами с регионами, новой аудиторией или еще чем-то?

Раньше мы никогда не участвовали в «Зодчестве», считая, что это не наш профиль, не наш формат, ограничивающийся узкоотраслевым диалогом. Нам были интересны открытые межотраслевые площадки, такие как ProEstate или Московский урбанистический форум. Но со временем стало ясно, что на подобных форумах говорится обо всем, кроме архитектуры. Градостроительные подходы, экономика, социология, социокультурное программирование, – все, кроме собственно того, какое воплощение, какую форму это получает. И эта недооцененность роли архитектуры и архитекторов в современном дискурсе приводит к многим серьезным просчетам.
Заседание жюри на MUF Lab 2018. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»
Заседание жюри на MUF Lab 2018. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Я считаю, что образование, дающее человеку пространственное мышление, позволяющее оценивать сложные системы во всех измерениях, своего рода 5D моделирование, можно получить только учась на географа или архитектора. Остальные специальности дают более узкое, сфокусированное на отдельных аспектах вопроса видение, приводящая к упрощенной картине и неизбежным ошибкам. Востребованность и важность пространственного мышления неизбежно приведет к тому, что профессия архитектора эволюционирует. В будущем именно архитектор, а не менеджер или маркетолог, как сейчас, будет выступать лидером или медиатором сложных межотраслевых консорциумов, разрабатывающих комплексный продукт городского развития. И уже сегодня успеха добиваются архитектурные бюро нового поколения, создающие внутри себя аналитические и экономические отделы или вступающие в кооперацию с консалтинговыми компаниями, такими как мы. Поэтому нам интересен диалог с архитекторами, чтобы общими усилиями, соединяя архитектуру с другими областями знаниями, создавать продукт будущего.

Мы идем на «Зодчество», в этот своеобразный клуб, чтобы вступить в диалог с архитекторами. Надеюсь, и для архитекторов диалог с нами, как с аналитиками, постоянно занимающимися наблюдениями и комплексной оценкой того, что происходит в этой области, будет полезен.

А как вы планируете вести этот диалог? В рамках специального проекта, который вы показываете на фестивале?

Мы хотим показать исследование «Москва РЕ:промышленная». Это наш собственный проект, рассчитанный на долгосрочную перспективу и позволяющий увидеть потенциал, в первую очередь экономический, бывших промзон. В своей работе мы столкнулись со стереотипным отношением к промышленному наследию. Есть мнение, что работать с ним всегда нерентабельно, вне зависимости от того, памятник историко-культурного значения ли это или нет. Мы в своем исследовании показали, что это не так, что представление о безумных затратах на реставрацию и приспособление – это заблуждение. Впервые, насколько я знаю, мы соединили архитектуру, градостроительство, экономику и историко-культурный блок, проведя независимое исследование на основе комплексного анализа.
Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»
Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Этим исследованием мы занимались в течение двух последних лет вместе с архитектурным бюро «Рождественка», а также со специалистами НИиПИ Генплана Москвы и историка архитектуры Марины Хрусталевой. И сейчас мы представляем на «Зодчестве» его самую актуальную и полную версию с акцентом на архитектурном аспекте. В нашей экспозиции, в рамках кураторского проекта, будет представлено все, что связано с редевелопментом и реновацией промышленных зон с отсылкой к российскому и международному опыту. В нашем «архитектоне» будут работать эксперты, открытые к диалогу со всеми: кто хотел бы обсудить исследование и методику его проведения. Об этом же мы будем говорить на панельной дискуссии, которая состоится 21 ноября, в последний день деловой программы фестиваля.
Исследование «Москва РЕ:промышленная». Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»
Исследование «Москва РЕ:промышленная». Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Участие в выставке – это всегда необходимость найти правильный формат подачи информации. Вы успешно используете печатные и цифровые форматы, а насколько сложным оказался для вас экспозиционный способ подачи аналитической информации?

Нам, конечно, приходится сложнее, чем обычным экспозиционерам, у которых в распоряжении есть материальные объекты, которые сами по себе несут большой объем информации, визуальной, тактильной и ассоциативной. Но мы решили использовать по-максимуму инфографику, трансформировав результаты исследования в формат лаконичных и визуализированных месседжей. Мы покажем демо-версию самого исследования и предоставим возможность всем посетителям получить его бесплатно. Но самое главное – мы сами будем работать на экспозиции, которая превратится в мини-общественное пространство, дискуссионную площадку.

В данном случае мы не стремились к каким-то новшествам и использовали самые традиционные приемы, поскольку для нас экспозиция – это лишь фон, на котором происходит диалог. И ценность представляет та точка, то место, в котором этот диалог возможен, и где вы можете найти того, кто заинтересован в диалоге не меньше, чем вы.
Одно из мероприятий в рамках конкурса по малым городам и историческим поселениям. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»
Одно из мероприятий в рамках конкурса по малым городам и историческим поселениям. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

И в этом, на наш взгляд, самый главный смысл и самый востребованный формат коммуникации на «Зодчестве»: не монологи с трибуны, а непосредственное, личное общение между профессионалами. Я не случайно использовал слово «клуб». Мне кажется, это ключ к пониманию значения «Зодчества», во время которого и должны создаваться коллаборации, происходить неформальные и конструктивные диалоги между членами «клуба» – архитекторами из разных регионов России.

Концепция «клуба» предполагает кулуарный, внутрицеховой формат общения. Но разве фестиваль «Зодчество» не является местом для налаживания диалога между профессионалами и обществом, в том числе для лоббирования интересов цеха?

Мне кажется, что с точки зрения профессии и всей нашей отрасли, если бы был налажен внутренний, внутрицеховой диалог другого качества, то и лоббировать свои интересы было бы проще. Сейчас архитектурное сообщество разобщено. Но главное – никакие современные коммуникационные технологии не способны дать тот конструктивный, симбиотический эффект, который достигается, когда профессионалы собираются вместе на одной площадке, чтобы вместе обсудить актуальные проблемы. Нет того контакта, нет той конструктивной энергии. Поэтому так важны живые и публичные форматы, такие как фестиваль «Зодчество», которые дают возможность почувствовать себя частью сообщества, с понятными ценностями, ориентирами и общими знаниями, опытом, мыслями и устремлениями – это ощущение дает другую смелость идей и другую поведенческую модель во взаимоотношениях с заказчиками и с партнерами.
Заседание жюри Международного открытого конкурса на разработку концепции и мастерплана экорайона в Казани. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»
Заседание жюри Международного открытого конкурса на разработку концепции и мастерплана экорайона в Казани. Фотография предоставлена Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Что еще вы планируете показать на фестивале «Зодчество»?

Еще одна история, которую мы представим на «Зодчестве», вдохновляет нас весь последний год. Мы работаем по всей России, но недавно оказались в Якутии, которая нас совершенно поразила своей пассионарностью. Республика занимает шестую часть территории России и ее ресурсы, ее потенциал сейчас только раскрывается. И мы очень рады участвовать в этом процессе. Один из наших совместных с Knight Frank проектов – «Кангалассы 2.0» мы показывали в октябре на Восточном экономическом форуме, а на «Зодчестве» мы решили презентуем совершенно новый проект – инновационное для Крайнего Севера общественное пространство «Парк будущих поколений» в столице Республике Саха. Руководство республики серьезно задумывается о том значении, которое будет иметь Якутия и ее жители в будущем, и уже сейчас много работает над тем, чтобы это будущее возникло. В том числе в виде общественного пространства нового качества. Условия вечной мерзлоты и экстремальные температуры делают этот проект создания городского парка, функционирующего круглогодично, особенно сложным. Мы пытаемся на примере этого парка выработать новые решения для арктических городов, доказывающие, что качество общественных пространств для Крайнего Севера может быть не ниже, чем во всех остальных городах страны, и люди, которые там живут, заслуживают той же степени комфортности. Об этом проекте и разрабатываемом подходе мы расскажем на пресс-конференции, которая состоится во второй день фестиваля, 20 ноября.
беседовала: Елена Петухова