Реконструкция драматического театра в албанском городе Корча по проекту бюро Bolles + Wilson: здание, изначально построенное в русле советского неоклассицизма, теперь получило фасад, напоминающий об искусстве 1960-х.
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция © Bolles + Wilson
Театр имени Андона Зако Чаюпи (1950) был подарком Советского Союза албанскому народу и потому демонстрировал характерные для того времени архитектурные формы. После охлаждения отношений между двумя странами из-за XX съезда КПСС (в Албании отказались осуждать Сталина) и последовавшего в 1961 их разрыва театр был перестроен, лишившись неоклассического декора. В наши дни ему была необходима реконструкция.
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция © Bolles + Wilson
Bolles + Wilson в 2009 выиграли конкурс на генплан реконструкции исторического ядра Корчи, в наши дни он уже почти полностью реализован. Его авторы после сооружения на Театральной площади в 2014 высотной доминанты – смотровой башни – обратились к реконструкции здания театра. Главная ось генерального плана – ставший пешеходным бульвар Шён-Герги – завершается этой площадью, поэтому она и ее постройки играет большую роль в обновленном центре Корчи.
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция © Bolles + Wilson
В ходе реконструкции театр получил новые фасады с двумя большими масками – трагической и комической, а также 140 малыми масками – зрителей. Условный характер этого декора напоминает искусство «оттепели», что кажется логичным этапом развития, учитывая происхождение и изначальный облик здания. Выступающая из плоскости стены трагическая маска на основном объеме здания выполнена из блоков пенополистирола и окрашена в черный цвет, а белая комическая маска, оштукатуренная рельефная ниша, помещена на облицованную базальтом пристройку, внутри которой – новая парадная лестница. Малые маски выполнены албанским керамистом Василлаком Колевицей. Зрительный зал увеличил вместимость за счет замены двухъярусного расположения мест на единый «амфитеатр».
Бульвар Шен-Герги. Вид в сторону Театральной площади от памятника Народному борцу работы Одисе Паскали (1931) Фото © Roman Mensing
В ходе реализации проекта основным средством коммуникации между местными архитекторами (DEA Studio из Тираны) и строителями были рисунки от руки партнера Bolles + Wilson Питера Уилсона, также спонтанно применялись «наглядные пособия» в формате 1:1, как потребовалось сделать ножом для хлеба в случае с трагической маской.
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция © Bolles + Wilson
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция © Bolles + Wilson
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция © Bolles + Wilson
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция © Bolles + Wilson
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция. Питер Уилсон с одной из малых масок © Bolles + Wilson
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция. Питер Уилсон намечает ножом для хлеба очертания трагической маски © Bolles + Wilson
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция © Bolles + Wilson
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция © Bolles + Wilson
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция © Bolles + Wilson
Театр имени Андона Зако Чаюпи – реконструкция © Bolles + Wilson
|