Работа кураторов венецианской биеннале чаще всего остается за кадром – многочисленные журналисты об этом не пишут. Об изнанке нынешней биеннале рассказывает Магда Чихонь, управляющий партнер и главный архитектор бюро BlankArchitects, которая знает, как это было, из первых рук.
Магда Чихонь, управляющий партнер и главный архитектор бюро Blank Architects © Blank Architects
Магда, спасибо, что согласились рассказать нам о секретах работы кураторов. Всегда интересно, как творческие люди приходят к определенному результату.
Это не секрет, а скорее некая семейная история. Дело в том, что я наполовину ирландка, и в ирландской части нашей семьи тоже есть архитекторы. Ирландия – маленькая страна, она практически вся сосредоточена в Дублине, и кураторы биеннале этого года – ирландские архитекторы Шелли Макнамара и Ивонн Фарелл пригласили двух членов моей семьи участвовать в создании биеннале. Они и рассказывали мне о том, как все происходило, и мы жили этим полтора года.
Мне как архитектору интересно, как была сделана кураторская работа и какой эффект, какой результат получился. Наверное поэтому павильоны стран для меня не так интересны, и всем архитекторам, с которыми говорю про биеннале, советую обратить внимание на павильоны кураторов.
Имена Шелли Макнамара и Ивонн Фарелл до биеннале были не очень известными широкой публике, да и специалистам тоже. Как получилось, что их выбрали кураторами?
Да, они не из числа звезд, селебрити из мира международной архитектуры. При этом Шелли Макнамара и Ивонн Фарелл – очень хорошие архитекторы. Они обучают архитектуре в разных университетах, у них много побед и призов в конкурсах, и они делают хорошую архитектуру. И видимо поэтому на них обратили внимание организаторы биеннале и пригласили стать кураторами.
Кураторы сделали в Венеции две экспозиции – в Арсенале и Джардини. Как они работали в Арсенале?
Некоторые здания в Арсенале датируются XII веком. Это очень старые многослойные постройки. Когда-то ими пользовались военные, теперь здесь проходят выставки – архитектурные чередуются с биеннале современного искусства. И каждый год в здании происходят изменения: для арт-событий создают искусственное пространство, а архитектурные живут по другим законам.
Кураторская экспозиция в Арсенале. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Кураторская экспозиция в Арсенале. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Кураторская экспозиция в Арсенале. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Работая с пространством Арсенала, Шелли Макнамара и Ивонн Фарелл провели очень большую работу, чтобы запустить внутрь солнце. Сначала были открыты все окна и двери, даже те, про существование которых давно забыли. Они сделали все, чтобы освободить здания. И мне, как архитектору, понятно их желание увидеть пространство.
А после началось изучение, как этот новый свет и внешние эффекты будут работать с выставкой. Как будут влиять на выставку блики от воды из канала, который идет вдоль одного из боковых фасадов Арсенала. И только, когда были изучены все детали, кураторы стали думать, как в существующее пространство, с уважением к нему, вживить работы архитекторов.
Организаторы биеннале не понимали, как будет работать выставка, когда в здании столько дневного света. По правилам на выставках должен быть холодный свет, а солнечный – теплый. Кураторы настояли на своем и дальше уже смешивали теплый свет с холодным. И эта игра получилась интересной.
Кураторская экспозиция в Арсенале. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Кураторская экспозиция в Арсенале. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
В Арсенале размещаются работы приглашенных архитекторов. Какими были критерии отбора участников этой экспозиции?
Эта вторая часть работы кураторов была связана с темой фестиваля FreeSpace. И здесь интересен подход кураторов к выбору архитекторов. Это должны были быть те, кто работают с искусством архитектуры, погружаются в архитектуру, обучают студентов. Еще один критерий – больше архитекторов из разных стран, в том числе развивающихся стран Азии и Африки, о которых раньше не слышали. Рассматривались портфолио кандидатов – что они внесли в архитектуру за время своей практики, какие новые темы охватили. Так что эта биеннале открывает много новых имен. Конечно, пригласили и известных архитекторов – бюро BIG и Петера Цумтора.
Всего было выбрано 100 архитекторов. Этот список поделили по алфавиту между двумя архитекторами, и каждой досталось по 50 архитекторов, очень разных, с разным подходом к работе. Были и такие, кто сказал, что будут делать свою инсталляцию на месте.
В конце Арсенала построен бамбуковый павильон над водой, куда все попадают, чтобы отдохнуть, обсудить увиденное, поразмышлять. Его авторы, ребята из Вьетнама, приехали и сказали: «Мы не делаем проектов под такие павильоны. Искусство у нас в руках. Есть материал и мы будем создавать инсталляцию здесь и сейчас». Это так отличается от привычного нам подхода, когда сначала рисунки, проект, а уже потом реализация.
Каким был подход кураторов к сбору экспозиции: места для работ 100 архитекторов-участников были определены заранее или экспозиция собиралась как пазл?
Кураторы хотели собрать экспозицию, учитывая, как работает здание: как попадают в окна свет и блики, и как будет происходить наращивание темы. Работы были размещены так, чтобы зрители могли погрузиться в тему, а затем иметь возможность отдохнуть: концентрация темы переходит к некоторому ее разрежению.
В итоге в Арсенале получилась экспозиция, которая читается очень легко, и за два дня можно посмотреть все 100 работ архитекторов, и от всех остается впечатление.
Что кураторам удалось сделать в Джардини?
Экспозиция павильона в Джардини построена на цепочке past-present-future. Здесь, на мой взгляд, наиболее интересно кураторы поработали с историей архитектуры. Мы, архитекторы, чертим очень много, и нам важно, что идет в стройку. А во времена Ле Корбюзье, Луиса Кана и Фрэнка Ллойда Райта, сколько было сделано проектов, которые не пошли в реализацию. Про эти проекты мало говорят, и кураторы подняли и показали эти старые проекты. Тогда архитектура была больше искусством, чем сейчас. Все рисовалось руками. По-другому происходила коммуникация архитектора и заказчика – в письмах и телеграммах. Это показано на примере проекта японцев, сделанного для Венеции. Это сейчас проектные материалы по почте или даже вотсап доставляются мгновенно. А тогда архитектор посылал лист и ждал ответ, корректировал, отправлял и снова ждал ответ. И так многие месяцы. Наверное, это хорошо, что все происходило так неспешно. Сегодня в архитектуре все решается слишком быстро.
Часть кураторской работы в павильоне биеннале: pfl 13 Лакатон Вассаль. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Тему past кураторы раскрывают и через инсталляции, которые выполнили лучшие на сегодня архитектурные студии Ирландии. Кураторы попросили подобрать любимые объекты из построенных с начала прошлого века до 1930-х годов и представить работу архитекторов этих зданий через инсталляции, посмотрев на них глазами современных архитекторов.
Часть кураторской работы в павильоне биеннале: фильмы freespace. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
И хотя в фокусе нашего разговора кураторская работа, невозможно не спросить о павильонах стран. Какой вам оказался ближе и почему?
Для себя я выделила павильон Скандинавских стран, где Швеция, Норвегия и Финляндия создали многослойную экспозицию с биоорганической темой, читающейся не сразу.
Кураторская экспозиция в павильоне биеннале: «Встречис замечательными зданиями», фрагмент. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Это изначально правильная работа с пространством, светом и воздухом. И я задаю себе вопрос, ведь в этих странах много хороших архитекторов, как же они смогли договориться, чтобы рассказать всего об одной теме. В этом сдержанность и скромность, и достоинство, то что по-английски звучит как humble. Вот этот humble-подход чувствуется и в работе кураторов биеннале.Павильон Скандинавских стран. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
|