Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.06.2018

«Новые аэропорты России» – итоги круглого стола

В рамках выставки АРХ Москва 2018 и Шестой Московской биеннале архитектуры издательство TATLIN, проект «Приметы городов» и коммуникационное агентство «Правила Общения» провели круглый стол «Новые аэропорты России».

Фотография предоставлена агентством  «Правила Общения»
Фотография предоставлена агентством «Правила Общения»

Проекты аэровокзалов Белгорода, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Нового Уренгоя, Ростова-на-Дону, Самары, Саранска, Саратова, Симферополя представили пять архитектурных бюро – Twelve architects (UK), UNK project (RU), Wowhaus, VOX Architects, Архитектурное бюро Асадова, а также холдинг «Аэропорты Регионов» и ВНИИ «Аэропроект». Участники мероприятия подробно рассказали об архитектурной концепции и дизайнерских особенностях интерьеров и аэровокзальных площадей, а также обсудили, почему важен поиск идентичности для архитектуры каждых «ворот в губернию».

Юлия Зинкевич, основатель и куратор проекта «Приметы городов» – инициатор дискуссии, выступившая модератором круглого стола, обозначила тот факт, что строительство новых аэропортов влечет за собой развитие прилегающих территорий, меняет логистические схемы, стимулирует экономику городов. Историк архитектуры Николай Васильев заметил, что «Новые аэропорты – это маркер качества современной архитектуры. Исполнение, материалы, навигация показывают в регионах возможности современного строительства, которые до этого жители возможно нигде больше не видели».

Открывал круглый стол Алексей Богатырев, директор мастер-планирования холдинга «Аэропорты Регионов». Компания работает с 2005 года и начала свою деятельность с аэропорта Кольцово в Екатеринбурге, сегодня в ведении холдинга – семь объектов авиационной инфраструктуры, которые обслуживают в год более 13,5 млн пассажиров. В холдинг входят первый в истории Новой России построенный с нуля аэропорт Платов в Ростове-на-Дону, Гагарин в Саратове (находится в стадии строительства), а также аэропорты Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород), строящиеся аэропорты Нового Уренгоя и Петропавловска-Камчатского.

«Все аэровокзалы, входящие в холдинг «Аэропорты Регионов» с точки зрения архитектуры и дизайна являются уникальными объектами, которые по достоинству становятся визитными карточками регионов. В Советском Союзе чаще всего возводились типовые проекты. Но сейчас, когда мы строим аэропорты в столицах субъектов Российской Федерации, руководство и жители региона хотят видеть нечто запоминающееся. Для каждого нового аэропорта или пассажирского терминала мы проводим открытые международные конкурсы по выбору архитектора или архитектурного бюро», – прокомментировал Алексей Богатырев.

Аэропорт Платов в Ростове-на-Дону 

Архитектор Алекс Битус из лондонского бюро Twelve аrchitects, которому принадлежит авторство архитектурных проектов международного аэропорта Платов (Ростов-на-Дону) и Новый Уренгой, рассказал о разных подходах при создании аэропортов в разных климатических зонах – в казацкой степи и на крайнем Севере. Эти условия заставили изучить скандинавский и ближневосточный опыт.
Аэропорт Платов (Ростов-на-Дону). Twelve аrchitects. Фотография предоставлена агентством  «Правила Общения»
Аэропорт Платов (Ростов-на-Дону). Twelve аrchitects. Фотография предоставлена агентством «Правила Общения»

При проектировании аэропорта в Ростове-на-Дону, по словам Алекса Битуса, отправной образной точкой была идея воздушного моста. «Как мост соединяет два берега реки, так и аэропорты соединяют города, то есть в какой-то степени это мост в небо, – пояснил Алекс. – Сами же жители увидели в проекте реку Дон, что, в общем-то, тоже является ассоциацией с городом. Внутри аэропорта мы постарались создать атмосферу тепла и уюта, потому как путешествия для некоторых людей связаны со стрессом. Также мы продумали, как дать больше тени вокруг аэропорта, чтобы в летнее время была возможность в ней укрыться».

Световой фонарь проходит через весь терминал и делит его на две части – на международный и внутренний вылет. То есть, он не только способствует проникновению дневного света в интерьер, но и помогает ориентации человека во внутреннем пространстве, выполняя навигационную функцию.

Борис Воскобойников – руководитель и главный архитектор студии VOX Architects, автор дизайна интерьеров терминала и бизнес-залов аэропорта Платов, в своем выступлении говорил о том, что интерьеры были изначально проработаны на уровне архитектурного проектирования и не требовали дополнительного вмешательства в плане зонирования. «Центром концепции стали высокие берега Дона и яркое южное солнце. Архитектурной формирующей доминантой зала повышенной комфортности является огромное окно, которое выходит на летное поле, – на него ориентируется весь интерьер, чтобы людям было удобно, сидя в комфортных креслах, наблюдать за взлетом и посадкой самолетов. Стойка ресепшена приобрела формы светящегося желтого шара, символизирующего солнце».

 «Концепция второго бизнес-зала priority pass складывается вокруг горизонта, поскольку горизонт в ростовских степях – это особенное явление. В этом интерьере все подчинено одной горизонтальной линии, которая подсвечена голубым предрассветным лучом. Остальные элементы – солнце, прячущееся за горизонтом, или восходящая луна – поддерживают ее. Графика горизонта повторяется в черном металлическом обрамлении полупрозрачных перегородок, создающих многослойное пространство».

Олег Шапиро – архитектор, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus, поделился подробностями концепции благоустройства территории международного аэропорта Платов.

Перед терминалом запланирована вымощенная брусчаткой плаза с каскадными водоемами. Каскады обусловлены перепадом высот на участке, их форма продиктована характером водопада. В связи с климатическими особенностями, из-за которых в степи довольно долго приживаются деревья, было принято решение первый этап озеленения территории сделать с помощью металлических конструкций и вьющихся растений. Они будут давать тень и защиту от ветра, а также создавать приятный вид.

Олег Шапиро рассказал и о том, какое будущее ждет аэровокзалы, по мнению современных исследователей. Оно лежит между аэрополисом и шоппинг-моллом. Сегодня функция перевозки стала частью сервиса, а аэропорты – сооружениями транспортной инфраструктуры с возможностью развития неавиационной коммерции. Магазины, рестораны и сервисы, не связанные напрямую с авиаперевозками, приносят основную массу денег – около 80% прибыли аэропортов. В связи с этим, социологи, архитекторы и урбанисты пересматривают сложившиеся связи и работают над тем, чтобы выстраивать новые.

«В России аэрополисом может стать аэропорт Курумоч, находящийся между Тольятти и Самарой, – предположил Олег Шапиро, – Два больших города с серьезным экономическим потенциалом создадут приток посетителей. Новый аэропорт Ростова-на-Дону Платов и проходящая через него трасса М-4 являются воротами на юг страны и обладают подобным торговым и сервисным потенциалом. Похожую историю можно бы было реализовать в Домодедово, как хаб между Москвой и Тулой, например. Все эти проекты пока не случились, но этот тот вектор, в котором предстоит работать».

Аэропорт в Новом Уренгое

На Севере, по словам Алекса Битуса (Twelve аrchitects), архитектурные вызовы – толстая снеговая шапка, экстремально низкие температуры и короткий световой день.

«В случае с Новым Уренгоем мы смотрели на Скандинавию и на их решения, но ориентировались на местный контекст. Архитектура аэропорта вдохновлена формой жилища кочевников – чума, который они берут с собой, уходя на пастбища. Зная, что снаружи практически постоянный холод, мы постарались создать внутри тепло – использовали в отделке дерево и теплый свет. При этом здесь минимизирована площадь остекления из-за низкой энергоэффективности стекла – она составляет всего 50% фасада. Принципиально новое конструктивное решение в том, что аэропорт одноэтажный – пассажиры смогут любоваться взлетным полем на уровне земли. Это большая редкость, потому что, как правило, на первом этаже расположено множество технологических помещений (сортировка багажа, комнаты перронных бригад) – здесь все они вынесены в отдельные здания».

Аэропорт Гагарин в Саратове

По словам архитектора Андрея Асадова («Архитектурного Бюро Асадова»), главной задачей, помимо технологических, архитектурных и функциональных, было найти уникальные для нового аэропорта Саратова образы, которые позволяли бы легко идентифицировать место.
Аэропорт Гагарин в Саратове. Архитектурного бюро Асадова. Изображение предоставлено агентством «Правила Общения»
Аэропорт Гагарин в Саратове. Архитектурного бюро Асадова. Изображение предоставлено агентством «Правила Общения»

 «Саратов – это речной простор, двухкилометровая в ширину Волга со знаменитым мостом, с перекатами волн, а также известная саратовская гармошка, здесь было ее производство и большая ремесленная традиция. Мы постарались все эти идеи вложить в архитектуру – не буквально, а как аллегории, чтобы они прочитывались на фасаде главного терминала. Выбрали довольно лаконичную форму. Превратили фасад в огромную волну – это и ассоциация с Волгой, и раскат гармоники в этом считывается тоже, а парящий над ней дирижабль – это уже отсылка к космическому образу, связанному с Гагариным, который в апреле 1961 года приземлился тут недалеко в капсуле после своего космического полета. Именно этот факт и позволил дать такое звучное имя аэропорту».

При проектировании аэропорта был разработан единый дизайн-код для административных, обслуживающих корпусов и диспетчерской вышки, которая получила экспрессивную форму. Кроме того, разработана концепция станции с причалом, которая может служить альтернативным транспортным узлом в теплое время года благодаря близкому расположению аэропорта от Волги.

Борис Воскобойников из бюро VOX Architects, разработавшего дизайн интерьеров VIP-зоны аэропорта Гагарин, отметил, что, при работе над концепцией, архитекторы отталкивались от первого космического полета. Поэтому на стенах – цитаты Юрия Гагарина, а белые обтекаемые формы предметов передают ощущение космоса, полета и современности. Двухэтажное пространство VIP-зоны объединяет большой световой столб, внутри которого располагается лестница, а весь интерьер построен на сочетании белого со сложными оттенками синего, что символизирует небо.

Аэропорт Курумоч в Самаре

Самарский аэропорт продолжает космическую тему – в городе множество предприятий, возникших еще в 1960-е, во времена тотального увлечения космосом, работают на космическую промышленность.
Аэропорт Курумоч в Самаре. VOX Architects. Фотография предоставлена агентством  «Правила Общения»
Аэропорт Курумоч в Самаре. VOX Architects. Фотография предоставлена агентством «Правила Общения»

Стилистика интерьеров аэропорта, разработанная архитекторами из бюро VOX Architects, воплощает собой не только представления о будущем, каким его видели во второй половине прошлого века, но и современные футуристичные образы. Отсюда – стерильно-белое пространство, мотив иллюминаторов в организации потолочного света и проемов, округлые абрисы антресольных этажей и локальных объектов.

Аэропорт Кольцово в Екатеринбурге

Продолжая разговор о поиске образов региональной идентичности, Борис Воскобойников (VOX Architects) рассказал о том, что центральной идеей реконструкции этого бизнес-зала стала тема самоцветов и природного богатства недр Уральского региона.
Аэропорт Кольцово в Екатеринбурге. VOX Architects. Фотография предоставлена агентством  «Правила Общения»
Аэропорт Кольцово в Екатеринбурге. VOX Architects. Фотография предоставлена агентством «Правила Общения»

Именно этот образ повторяется везде в интерьере – от перегородок и цветовой гаммы до наружного остекления и освещения объемов-кристаллов. Кроме того, в проекте активно используется фактура и цвет бетона. В результате удалось сохранить максимум воздуха и искрящуюся прозрачность внутренних объемов. Также был разработан специальный графический дизайн для элементов навигации – каждая пиктограмма и общий стиль.

Аэропорт в Симферополе

Юлия Тряскина, соучредитель бюро UNK project, рассказала о работе над государственным стратегически важном проекте в столице Крыма, открытие которого состоялось 16 апреля. Для аэропорта был сделан не только интерьер и адаптация концепции, но и ландшафтное продолжение архитектуры. Концепция проекта – крымская волна, она раскрывается в движении, в материалах интерьера, в форме фасада, и связывает аэропорт с морем и крымским пейзажем.
Аэропорт в Симферополе. UNK project. Фотография предоставлена агентством  «Правила Общения»
Аэропорт в Симферополе. UNK project. Фотография предоставлена агентством «Правила Общения»

Эту же тему в интерьере подчеркивает подвесной потолок в виде парящих лент из металлической сетки, изготовление которого потребовало постройки нового производства. Зеленые насаждения и водопады, напоминающие природные ландшафты Крыма, погружают пассажиров в «режим отпуска». Для живой зеленой стены, которая стала отличительной особенностью аэропорта, российскими инженерами была разработана специальная система полива.

Интерьер бизнес-зала, расположенного на четвертом этаже, отличается простыми формами, спокойными естественными оттенками и добротными материалами. На террасе бизнес-зала продолжается идея озеленения пространства: в интерьере рассредоточены стеклянные кубы с композициями из живых деревьев и растений, создающих островки ландшафтного дизайна.

«Прежде всего аэропорт – это жестко функциональное пространство, – рассказывает соучредитель UNK project Юлия Тряскина. – И здесь важно сделать не столько красиво, сколько технологично. Нам хотелось создать вневременной интерьер, не привязанный к сегодняшнему или завтрашнему дню, без лишних «украшательств». Интерьер, который мог бы существовать в любом городе, чтобы он всегда был актуален и функционален. Каждая деталь продумана и сделана на совесть. Ядром проекта являются 2 формы: «волна», фасадные линии которой продолжаются на потолке, и стена с зеленью, о которую они (волны) разбиваются.Это наш первый такой крупный опыт: работа на стыке технологий и дизайна. Выверенные решения, детали, при этом очень сжатые сроки на проектирование и строительство.Мы гордимся этим проектом. 75% материалов, которые мы использовали – российского производства».

В завершении круглого стола Борис Воскобойников (VOX Architects) высказал мысль о главной задаче, которую решает архитектура, в целом, и каждый архитектор, в частности: «Многие из моих коллег в рамках дискуссии говорили о том, что задача архитектора – уменьшить максимально бюджет проекта и сделать все функционально. Это такой старый спор или даже не спор, а просто разные взгляды на процесс. Я же считаю, что главная задача архитектора – это создание мечты в той или иной степени, и неважно, строите вы аэропорт или интерьер квартиры. Архитектура – это совершенно новый шаг, опережающий, задающий планку».