Проект реконструкции дамбы Афслёйтдейк на севере Нидерландов, разработанный бюро Benthem Crouwel и West 8, позволит защититься от наводнений как минимум до 2050 года.
Дамба Афслёйтдейк – реконструкция © Levvel
Дамба Афслёйтдейк длиной 32 км, одно из важнейших инженерных сооружений Нидерландов, была сооружена в 1932 и до 2010 оставалась самой длинной морской дамбой в мире; также она относится к немногим рукотворным объектам, которые видны из космоса. В результате строительства Афслёйтдейк из морского залива возникло озеро Эйсселмер, ставшее с тех пор пресным благодаря притоку речной воды; с другой стороны дамбы расположено Ваттовое море (Ваддензе), часть Северного моря.
Дамба Афслёйтдейк – реконструкция © Levvel
Проект Афслёйтдейк был создан Корнелисом Лели, которому там установлен памятник. За прошедшие десятилетия благодаря роли дамбы в защите от стихийных бедствий и ее влиянию на «географию» страны она приобрела статус важного памятника инженерного искусства и большую «эмоциональную» ценность для населения Нидерландов. Поэтому план реконструкции, который Benthem Crouwel и West 8 разработали как проектировщики консорциума Levvel, занятого реновацией Афслёйтдейк, – не только утилитарный замысел. Дамба Афслёйтдейк – реконструкция © Levvel
Однако главной, конечно, остается функциональность. Со стороны моря дамбу укрепят специально изобретенными бетонными блоками весом 6,5 тонн каждый, всего их будет 75 000 штук. Они чрезвычайно прочны, способны уменьшать силу волны и просты в установке. При строительстве (должно начаться в конце 2018-го) их будут доставлять к дамбе из порта Харлинген, где их и изготовят, по сотне в день. Установкой займется плавучий кран. Единообразный облик блоков должен визуально подчеркнуть устойчивость Афслёйтдейк. Дамба Афслёйтдейк – реконструкция © Levvel
Построят два волнолома, имеющиеся водоотводные шлюзы укрепят, к ним добавятся новые, способные сбрасывать воду из озера в море как естественным образом, так и с помощью двух мощных насосных станций. Станции задуманы как безопасные для рыбы и потребляющие минимум энергии, причем всю ее будут вырабатывать установленные на суше у западного конца дамбы солнечные батареи общей площадью 2,7 га. Дамба Афслёйтдейк – реконструкция © Levvel
Канал длиной в четыре километра, пересекающий Афслёйтдейк, создаст возможность для миграции рыбы между морем и озером. Вокруг него сформируют «эко-зону» и обеспечат туда доступ всем интересующимся. Учитывая важность и известность самой дамбы, красоту окрестностей и их экологическую уникальность (Ваттовое море – памятник Всемирного наследия) особое внимание уделено возможностям для посетителей. К имеющейся велосипедной дорожке добавится еще одна. Будет благоустроено пространство вокруг смотровой башни по проекту Виллема Дудока, пешеходный мост перенесут дальше от нее, чтобы подчеркнуть вертикализм этого сооружения. Дамба Афслёйтдейк – реконструкция © Levvel
Дамба Афслёйтдейк – реконструкция © WAX
|