Архитекторы Enota соединили часовню с деревенской площадью, превратив свое сооружение в ландшафтную скульптуру, призванную акцентировать идентичность пригородного поселения.
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
В обсуждении проекта, поиске финансирования для покупки участка и в собственно строительстве часовни – в качестве волонтеров – принимали активное участие жители Скорбы, западного пригорода древнейшего словенского города Птуй. «Так что это не хайтек и не все детали совершенны, – поясняют авторы проекта, люблянское архитектурное бюро Enota. – Зато он хорошо взаимодействует с окружением, отличается ясностью форм, простотой и основательностью».
Место нашлось рядом со зданием общественного центра Скорбы, там, где когда-то существовал деревенский источник, рядом с водоразделом двух рек – отсюда небольшой холм, в который вписан амфитеатр часовни.
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Главная особенность проекта, конечно же, в том, что часовня раскрыта небу: небольшой козырек есть лишь в алтарной части, а простые сиденья без спинок расставлены на открытом бетонном склоне. Она решена как общественное пространство и помимо основной, молитвенной, функции призвана наделить поселок настоящим, заметным центром, «собрав» вялое гетерогенное пространство вокруг четкой и яркой формы. Так что это площадь-часовня и даже сложно сказать, какая функция превалирует – скорее уж актуальная тема общественного пространства и традиционная храмовая тесно срослись.
Бетонное основание выстроено от треугольной площадки основания вверх по склону наподобие оригами – а из-за того, что все отлито из белого бетона, сходство с бумагой только усиливается – и подчеркнуто ясной стереометрической рукотворностью отделено от травянистого окружения, приобретая черты абстрактного скульптурного постамента для другой скульптуры, в алтаре. От площади-часовни к деревенской дороге ведет неширокая бетонная тропинка.Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба, Enota. Фотография © Miran Kambič
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
Часовня в деревне Скорба © ENOTA
|