Завершена реставрация фасадов «дома-паровоза» на Новой Басманной улице
Завершилась реставрация фасадов знаменитого «дома-паровоза», расположенного в Москве по Новой Басманной улице дом 2/1, строение 1. Своё прозвище постройка получила за внешнее сходство с локомотивом. Сейчас здесь располагается офис ОАО «Российские железные дороги».
Работы по восстановлению памятника конструктивизма велись более шести месяцев. Предыдущая реставрация проводилась в 1988-1989 годах, и за 30 лет на фасадах, покрытых терразитовой штукатуркой, успели появиться трещины, протечки, часть штукатурки осыпалась. На этот раз реставраторы очистили фасады и восстановили покрытие, укрепили балконы, которые находились в аварийном состоянии, починили кровлю главного здания и башни, отреставрировали лицевую кладку стен, а также восстановили циферблат часов на башне.
В XVIII веке на месте нынешнего офиса «РЖД» располагалось двухэтажное каменное здание с элементами барокко. В конце XIX века его перестроили в трёхэтажное, поменяв стиль фасадов на классицизм. Свой современный конструктивистский облик постройка получила после реконструкции 1932–1938 годов, которая проводилась под руководством архитектора Ивана Фомина. «Здание было фактически перестроено, – поясняет глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов. – Этажность была увеличена с трех до пяти, окна сделали шире, с фасадов убрали лепнину и декоративные украшения, оформив их в стиле конструктивизм». Тогда же на углу дома появилась и девятиэтажная башня, которая добавила зданию сходство с паровозом.
При этом, несмотря на все перестройки, интерьер сохранил приметы всех предыдущих эпох: на этажах главного корпуса с первого по третий сохранились сводчатые перекрытия первоначальной постройки, а на втором и третьем этажах можно увидеть кессоны, розетки и лопатки, относящиеся к началу XX века.