Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.04.2018

В Швеции построили первую в мире электрифицированную дорогу для зарядки автомобилей

Алина Измайлова

В Швеции появилась первая в мире электродорога, она предназначена для «заправки» электромобилей и фур во время их движения. Систему длиной два километра проложили недалеко от Стокгольма, проектом занимается местный консорциум eRoadArlanda.

Строительство электрифицированной дороги в Швеции. Изображение с сайта eroadarlanda.com
Строительство электрифицированной дороги в Швеции. Изображение с сайта eroadarlanda.com

Электричество сосредоточено в двух подземных рельсах, расположенных на 5-6 см ниже полотна. Энергия передаётся через подвижный манипулятор, прикрепленный к нижней части транспортного средства. Этим, кстати, устройство напоминает игрушечный автотрек Scalextric. Однако если автомобиль, например, идёт на обгон, манипулятор автоматически отключается.



«На поверхности электричества нет. Есть две [углублённые] линии, которые работают как розетки в стене, – упокаивает исполнительный директор компании eRoadArlanda Ханс Селл (Hans Säll). – Если залить дорогу солёной водой [солёная вода обладает большей проводимостью – прим. Архи.ру], то мы обнаружим, что уровень электричества на поверхности составляет всего один вольт. По ней можно ходить босиком».
Строительство электрифицированной дороги в Швеции. Изображение с сайта eroadarlanda.com
Строительство электрифицированной дороги в Швеции. Изображение с сайта eroadarlanda.com

Электрифицированная дорога разделена на секции длиной 50 м, при этом отдельный отрезок питается током только тогда, когда на нём находится транспортное средство. Когда машина останавливается, ток отключается. И, кстати, система умеет отслеживать, на сколько «заправилось» то или иное транспортное средство, чтобы затем взыскать расходы с водителя.
Испытание электрифицированной дороги в Швеции. Изображение с сайта eroadarlanda.com
Испытание электрифицированной дороги в Швеции. Изображение с сайта eroadarlanda.com

Разработка eRoadArlanda направлена на решение проблем, связанных с отсутствием достаточного количества зарядных станций для электрокаров (к сожалению, на этих машинах до сих пор нельзя совершать длительные поездки), а также производства батарей по доступным ценам. «Динамическая зарядка» станет хорошей альтернативой стационарным придорожным ЭЗС, и благодаря этому новшеству батареи автомобиля могут быть меньшего размера – равно как и затраты на их производство.
Испытание электрифицированной дороги в Швеции. Изображение с сайта eroadarlanda.com
Испытание электрифицированной дороги в Швеции. Изображение с сайта eroadarlanda.com

Правительство Швеции уже разработало дорожную карту для будущего расширения системы электродорог. В стране около полумиллиона километров дорог, из которых 20 000 км являются автомагистралями. «Если мы электрифицируем 20 000 км хайвеев, этого будет достаточно, – объясняет Ханс Селл. – Расстояние между двумя магистралями не превышает 45 км – электромобили уже сейчас могут проехать этот отрезок без подзарядки. Некоторые, кстати, считают, что хватит и 5000 км электрифицированных дорог [чтобы покрыть потребность]».
Строительство электрифицированной дороги в Швеции. Изображение с сайта eroadarlanda.com
Строительство электрифицированной дороги в Швеции. Изображение с сайта eroadarlanda.com

Швеция поставила себе цель к 2045 году отказаться от ископаемого топлива, одним из этапов стратегии является сокращение выбросов в транспортном секторе на 70% к 2030. Как утверждают изобретатели из eRoadArlanda, оснащение дорог «подвижными аккумуляторами» сократит выброс углекислого газа на 90%. Помимо всего прочего, это ещё и дешёвая технология: производство километра рельсов стоит один миллион евро. Это в 50 раз дешевле, чем требуется для прокладки трамвайной линии той же протяжённостью.