В минувшую субботу Екатеринбург лишился одного из своих неформальных символов и самого высокого здания города – недостроенной телебашни. Здание высотой 230 метров было разрушено направленным взрывом; от башни остался ещё 30-метровый обрубок, который позже разберут вручную. Демонтаж проводил подрядчик «Работы взрывные специальные» из Магнитогорска, заказчиком выступила «Уральская горно-металлургическая компания». На месте телевышки холдинг планирует построить ледовую арену на 15 000 зрителей, проект был впервые предъявлен публике лишь на прошлой неделе.
Строительство телебашни – по уникальной для того времени бетонно-монолитной технологии – началось в 1983, но было заморожено в 1991 году из-за недостатка финансирования. По проекту, башня должна была достичь отметки 361 метр (вместе с антенной) и стать второй по высоте после Останкинской. Это был типовой проект: похожие башни в то время появились в Вильнюсе и Таллине, они всё ещё используются.
В начале нулевых доступ на екатеринбургский недострой был закрыт, поскольку его облюбовали местные экстремалы и граждане, желающие свести счёты с жизнью.
В июле 2013 года башня перешла из федеральной собственности в руки Свердловской области, следом был объявлен конкурс концепций на реконструкцию. По его результатам было выбрано три варианта, однако инвесторов, желающих реализовать проекты, не нашлось. Год назад и земля, и сам объект были переданы в пользование УГМК. Было специально создано АО «Ледовая арена», 60% акций которого принадлежат УГМК, 40% – региону. В сентябре прошлого года УГМК озвучил планы о сносе башни.
Общественники пытались поставить телебашню на госохрану, однако в статусе памятника было отказано, о чём стало известно 21 марта. Среди аргументов назывались и «молодой возраст» телебашни (с момента начала стройки не прошло 40 лет), незаконченный статус, а также её «типовая принадлежность».
С начала года проводились акции в защиту высотки, ближе к дате сноса они участились. В середине марта на башне появились лазерные изображения (одно из них – надпись «Я живая»), 22 марта был организован митинг, куда также пришёл мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. В пятницу, 23 марта, несколько человек сумели залезть на башню и установить там флаг России – в знак протеста против разрушения. Им пришлось спуститься спустя девять часов из-за холода и отсутствия еды.