Павильон Великобритании на 16-й венецианской архитектурной биеннале останется пустым, зато приобретет смотровую платформу на крыше, в то время как музей Виктории и Альберта привезет в Арсенал 8-тонную часть сносимого лондонского жилого массива «Робин Гуд Гарденс».
Церковь в Шеттихали на юго-западе Индии, затопленная при создании водохранилища. Ее печальная история и неопределенные обстоятельства (в сухой сезон она полностью поднимается из воды) стали метафорой для проекта «Остров». Фото © Bhaskar Dutta
Биеннале в этом году посвящена теме Freespace – «свободного пространства»: такую тему выбрали ее кураторы, ирландские архитекторы Ивонн Фаррелл и Шелли МакНамара. Британский Совет, отвечающий за национальный павильон в Венеции, традиционно провел конкурс на лучшую идею выставки, в котором победили Адам Карузо и Питер Сент-Джон из бюро Caruso St John и художник Маркус Тейлор. Кураторы британского павильона на биеннале-2018: художник Маркус Тейлор, архитекторы Адам Карузо и Питер Сент-Джон (бюро
Caruso St John). © British Council, фото: Lucia Sceranková
Их проект «Остров» представляет собой не экспозицию, а инсталляцию, причем соединяющую в себе архитектуру и искусство, по обоим пунктам – первый подобный опыт для павильона Великобритании. Его здание будет скрыто лесами, поддерживающими платформу наверху, над которой будет видна лишь вершина крыши. В 2018 впервые павильон намеренно останется пустым во время выставки: это позволит посетителям заново взглянуть на его архитектуру, на физические и воображаемые следы, оставленные там за десятилетия кураторами, публикой, экспонатами. Вместе с тем, смотровая платформа, откуда любой сможет полюбоваться видами садов Джардини и венецианской лагуны, и пространство павильона станут местом проведения дискуссий, поэтических чтений и т.д. Кроме собственной программы, помещения планируется использовать для мероприятий других стран-участниц биеннале. План плота потерпевших крушение моряков корабля «Медуза»: платформа на крыше павильона напоминает и о таком плоте © Alexandre Corréard
Кураторы, Карузо, Сент-Джон и Тейлор, основное вдохновение черпали из пьесы Уильяма Шекспира «Буря», где на остров волшебника Просперо попадают путешественники, чей корабль разбил устроенный им шторм. Этот безымянный остров, одновременно райский и таящий опасности, схож по многозначности с «Островом» на биеннале, который можно рассматривать как убежище и место ссылки, намек на оставление и восстановление, Brexit, изоляцию, колониализм, перемену климата с растущим уровнем моря (особенно актуальную для Венеции тему). Но кураторы предостерегают от упрощенного толкования платформы и павильона под ней как верха и низа, рая и ада, будущего и прошлого. По их мнению, порой ситуация может стать обратной, к примеру, когда именно пустые залы станут желанным убежищем от жары или грозы. «Калибан, Стефано и Тринкуло». Сцена из пьесы Уильяма Шекспира «Буря» – ключевого источника вдохновения для кураторов британского павильона. Изображение: акварель Иоганна Генриха Рамберга, конец XVIII – начало XIX веков.
Стоит отметить, что британский павильон, чайный домик 1897 года постройки, с 1909 получивший нынешнюю функцию и в этом качестве переживший две мировые войны, итальянский фашизм, формирование и распад Восточного блока, создание Европейского сообщества, и сам по себе – островок в Джардини и во всей Венеции: он стоит на холмике – самой большой естественной возвышенности города. Жилой комплекс «Робин Гуд Гарденс», Лондон. Лицензия CC BY-SA 2.0. Автор: stevecadman
Музей Виктории и Альберта принимает участие в основной экспозиции архитектурной и художественной биеннале третий год подряд. В 2018 он посвятил свое участие будущему социального жилья, показывая его прошлое – многотонный фрагмент лондонского жилого комплекса «Робин Гуд Гарденс», спроектированного мастерами брутализма Питером и Элисон Смитсонами и завершенного в 1972. По ряду причин, включая финансовые, архитектурные, политико-социальные, он стал крайне неудобным для жизни центром криминальной активности и других проблем, и, несмотря на протесты историков и практиков архитектуры, предназначен под снос. Музей выкупил его секцию (подробнее мы писали об этом здесь) и теперь доставит этот фрагмент весом 8 тонн и размером 8,8 м х 5,6 м на барже в венецианский Арсенал и смонтирует так, чтобы посетители смогли подняться на «улицу в небе», открытую галерею, где должны были встречаться и общаться жильцы. Также в собрание V&A поступила двухуровневая квартира из этого же комплекса, но она останется в Лондоне. Жилой комплекс «Робин Гуд Гарденс», Лондон. Лицензия CC BY-SA 2.0. Автор: Stephen Richards
Так как «Робин Гуд Гарденс» строили из изготовленных в Швеции сборных элементов, собрать и разобрать его части не так сложно. Несущую конструкцию для венецианской выставки разработали инженеры Arup, причем эта же фирма занималась в 1960-е и проектом самого жилого массива. Экспозицию дополнит медиа-инсталляция корейского художника До Хо Со: на экране шириной 13 метров он покажет панорамы внешнего вида и интерьеров этого образца послевоенного жилья.
16-я архитектурная биеннале откроется в Венеции 26 мая 2018 года (вернисаж запланирован на 24 и 25 мая), завершится – 25 ноября.Жилой комплекс «Робин Гуд Гарденс», Лондон. Лицензия CC BY-SA 2.0. Автор: Steve Cadman
|