Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.02.2018

Новая карта показывает, сколько времени требуется, чтобы добраться до ближайшего крупного города

Алина Измайлова

Специалисты исследовательского Института больших данных (Big Data Institute) при Оксфордском университете представили карту, которая для любой точки планеты показывает её удалённость от ближайшего крупного города (минимум 50 тыс.жителей). Время в пути можно отследить по цветовым пятнам: где-то дорога до «цивилизации» занимает меньше часа (зона белого цвета), а из каких-то точек придётся ехать больше суток (ареалы, окрашенные в чёрный цвет). The Malaria Atlas отображает транспортную доступность с точностью до 1 км2

Изображение: Malaria Atlas Project.
Изображение: Malaria Atlas Project.

Чтобы создать карту, учёные синтезировали данные двух ресурсов: Google Maps Roads и Open Street Map. Последнее подобное изыскание проводилось в 2000 году, однако проект оксфордских специалистов охватывает в пять раз больше дорог: в отличие от старой версии, сюда включены и второстепенные дороги (например, грунтовые).

Не секрет, что для сельских поселений транспортная связь с городом всё ещё является одним из условий экономического благополучия. Несмотря на стремительные темпы развития технологий, рост доступности мобильной связи и интернета, мы всё ещё не можем получить львиную долю услуг (в банковской, образовательной сфере, в здравоохранении и других) без личного присутствия. При этом покрыть все потребности граждан по-прежнему могут лишь города. Разработчики уверены, что их картографическое исследование может способствовать развитию «забытых» уголков планеты и улучшить тем самым положение местного населения – если «инструмент» попадёт в руки заинтересованных политиков и девелоперов.

Журналисты издания Fast Co. Design отмечают чрезвычайно заметный контраст между развитыми и развивающимися странами: например, в Великобритании транспортная сеть окрашивает территорию в светлые и красноватые оттенки, что свидетельствует о высокой мобильности населения и непродолжительности поездок до города. В Центральноафриканской республике ситуация противоположная: подавляющее большинство местных жителей с большим трудом может добраться в два крупных города, расположенных в западной части страны.
Великобритания. Изображение: Malaria Atlas Project.
Великобритания. Изображение: Malaria Atlas Project.
Центральноафриканская
 Республика. Изображение: Malaria Atlas Project.
Центральноафриканская Республика. Изображение: Malaria Atlas Project.

Издание уточняет, что иногда чёрный цвет суши – лишь показатель особенностей природной среды. Например, вся жизнь в Австралии из-за засушливого климата сосредоточена на побережьях, поэтому на карте The Malaria Atlas центральная часть государства-материка окрашена в тёмный цвет.
Австралия. Изображение: Malaria Atlas Project.
Австралия. Изображение: Malaria Atlas Project.

Кроме того, на планете есть обширные сельские зоны с низкой плотностью населения, но с хорошей транспортной поддержкой. В частности, такая ситуация характерна для США. Авторы проекта объясняют, что «всему виной» пошаговая стратегия, начало которой положил «Федеральный дорожный акт 1916 года». В соответствии с ним штатам из федерального бюджета стали выделять деньги на строительство новых скоростных дорог. Усилия по строительству сети автострад продолжились, в частности, инициативой 1956 года – «Национальной системой межштатных и оборонных автомагистралей имени Эйзенхауэра»; именно она и сформировала плотную дорожную сеть в США, которую мы знаем сегодня.
США (часть). Изображение: Malaria Atlas Project.
США (часть). Изображение: Malaria Atlas Project.