Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.08.2008

Классические инновации

Нина Фролова

Футуристический проект загородного дома в Чешире мастерской Кэтрин Финдлей заменен на «традиционный» вариант архитектора-неоклассициста Роберта Адама.

Роберт Адам. Новый Грэфтон-Холл. Проект
Роберт Адам. Новый Грэфтон-Холл. Проект

Проект главного дома усадьбы – «нового Грэфтон-Холла» – Финдлей победил в архитектурном конкурсе 2001 года, проводившегося RIBA с целью получить образ «нового современного загородного дома». Разрешение на его осуществление было получено уже в 2002, что было весьма важным: с 1997 в Британии дома в сельской местности могут строиться только по проектам «высокого архитектурного качества», что становится серьезным препятствием для реализации признанных властями «некондиционными» вариантов. При этом получающие разрешение государственных структур архитекторы обычно представляют проекты в духе неомодернизма (как недавние работы Дэвида Чипперфильда или «Фьюче Системс»).
Роберт Адам. Новый Грэфтон-Холл. Проект
Роберт Адам. Новый Грэфтон-Холл. Проект

Но сейчас, после того, как напоминающий морскую звезду дом по проекту Кэтрин Финдли не нашел заказчика, пожелавшего бы вложить деньги в этот авангардный проект, свое предложение по постройке Грэфтон-Холла представил Роберт Адам. Его усадебный дом в Георгианском стиле – тоже архитектура высокого качества, а также – как того требует законодательство – достаточно новаторский, считает архитектор. По его словам, он использовал в проекте коринфскую капитель необычной модификации, а также изменил профиль базы колонны. Также среди несомненных достоинств будущего здания – его высокая энергоактивность: с помощью инженеров Atelier Ten Адам снабдил его солнечными батареями, ветряками, системой обогрева с использованием грунтового тепла и т. д. Все это позволяет надеяться на получение домом британского сертификата 5-го уровня для «зеленых» жилищ.
Роберт Адам. Новый Грэфтон-Холл. Проект
Роберт Адам. Новый Грэфтон-Холл. Проект

В остальном проект Адама вполне традиционен, что соответствует его кредо как архитектора – и претенциозен: это комплекс площадью почти 3000 кв. м с восьмью спальнями, библиотекой, помещением для кинопоказов, бассейном, спортзалом, конюшней и комнатами для слуг. Вокруг располагается парк и угодья площадью 40 га, еще 40 га планирует приобрести в будущем заказчик проекта – финансист из лондонского Сити, пожелавший остаться инкогнито. Бюджет проекта – 16 млн. фунтов.
Роберт Адам. Новый Грэфтон-Холл. Проект
Роберт Адам. Новый Грэфтон-Холл. Проект

Впрочем, специалисты девелоперского агентства, консультировавшие Адама во время работы над Грэфтон-Холлом, не считают неудачу проекта Финдли показательной в отношении будущего архитектуры. По их мнению, многим людям сложно представить на основании чертежей, как такой дом будет «работать» в реальности, но если бы он был построен, покупатель бы нашелся. Что же касается «традиционного» варианта Роберта Адама, то Георгианский стиль остается привычным фаворитом у богатейших клиентов агентства, покупающих дома в сельской местности.
Кэтрин Финдлей. Новый Грэфтон-Холл. Конкурсный проект. 2001 г.
Кэтрин Финдлей. Новый Грэфтон-Холл. Конкурсный проект. 2001 г.

Следует отметить, что «победа» Адама над авангардом для него сейчас особенно актуальна: несколько месяцев назад он вместе с Куинланом Терри выступил против руководства RIBA, которое, по их мнению, проводит политику «стилевого фашизма», абсолютно игнорируя при присуждении различных премий постройки «традиционной» архитектуры. Тогда он не получил официальной реакции на свою критику.
Кэтрин Финдлей. Новый Грэфтон-Холл. Конкурсный проект. 2001 г.
Кэтрин Финдлей. Новый Грэфтон-Холл. Конкурсный проект. 2001 г.
Кэтрин Финдлей. Новый Грэфтон-Холл. Конкурсный проект. 2001 г.
Кэтрин Финдлей. Новый Грэфтон-Холл. Конкурсный проект. 2001 г.
Кэтрин Финдлей. Новый Грэфтон-Холл. Конкурсный проект. 2001 г.
Кэтрин Финдлей. Новый Грэфтон-Холл. Конкурсный проект. 2001 г.