Партнёры архитектурного бюро OMA взялись за участие в выставках современного искусства. Даже Рем Колхас, один из основателей OMA, сместил фокус с любимого города на сельские территории. Он готовит выставку Countryside: Future of the World («Деревня: мировое будущее») для Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. В ней Колхас размышляет о будущем через анализ сегодняшней жизни, идущей за пределами города. Подготовкой выставки занимались специалисты AMO – исследовательского подразделения мастерской – и студенты Высшей школы дизайна в Гарварде, где преподает Колхас. Они изучили два десятка сельских районов по всему миру.
Крестьянские девушки с ягодами, Новгородская губерния (1909). Фотография Сергея Прокудина-Горского, предоставлена бюро OMA
Изображение предоставлено бюро OMA
Выставка, обещают организаторы, затронет на «деревенском» материале темы искусственного интеллекта и автоматизации, последствий генетических экспериментов, политической радикализации, миграции, крупномасштабного управления территорией, взаимосвязи экосистем человека и животных, налоговых льгот, влияния цифрового мира на мир материальный и другие явления, изменяющие мировой ландшафт. Выставка откроется осенью 2019 года в знаменитой ротонде со спиральным пандусом.
Последние несколько десятилетий умы архитекторов занимали города, большая часть их работ и идей была посвящена урбанистическим сообществам и ландшафтам, а деревня оставалась неисследованной. Но сейчас сельские территории, как считают авторы Countryside: Future of the World, подвергаются более глубоким преобразованиям, нежели городские. «Я уже давно увлечён процессами трансформации, которые протекают в городе, но в последние годы пристально наблюдал за жизнью сельской местности, и заметил колоссальные перемены, протекающие там с повышенной интенсивностью», – рассказывает Рем Колхас.
Фотография предоставлена бюро OMA
Недавние политические события вроде Brexit или выборов 45-го президента США только подтверждают позицию OMA. В 2016 именно сельские районы (наравне с рабочими в городах) в большинстве своём голосовали за выход Британии из ЕС, а избрание Дональда Трампа на президентский пост во многом определила «одноэтажная Америка». «Теперь мы знаем к каким политическим последствиям приводит игнорирование сельских поселений», – подчёркивает Колхас.
Изображение предоставлено бюро OMA
Другой партнёр OMA, Ипполито Пестеллини Лапарелли стал одним из четырёх «креативных медиаторов» Manifesta 12. Европейская биеннале современного искусства, которая состоится в 2018, получила название The Planetary Garden. Cultivating Coexistence («Планетарный сад. Культивация сосуществования»). Она исследует совместное существование в мире, где всё движется и меняется под воздействием невидимых связей, транснациональных частных интересов, алгоритмического интеллекта и постоянно растущего неравенства. На время биеннале город Палермо – перекрёсток путей между тремя частями света в самом сердце Средиземного моря – станет лабораторией по изучению проблем нашего времени и поиску следов возможного будущего. Концепция очередной выставки Manifesta родилась из работы OMA Palermo Atlas («Атлас Палермо»), посвящённой изучению социальных, культурных и географических структур города. Отметим, что это первый случай в истории «Манифесты», когда в выборе темы организаторы обратилась к опыту архитекторов.