Скриншот из официального видео Suede Gully, компания Puma
Индийские защитники культурного наследия обвинили производителя спортивной одежды Puma в порче памятников XVII века. Для съёмок нового рекламного видеоролика Puma нанесла граффити на постройки старого квартала в Дели. Так называемый Старый Дели – территория древнего города Шахджаханабада, последней столицы Могольской империи. Градозащитники говорят, что от действий компании пострадали стены домов, выполненные из «лахорского» кирпича и песчаника, и деревянные двери. В клипе также появляются покрытые аэрозольной краской дома в Мумбаи.
«Нельзя просто пойти и нарисовать что захочется, – заявила Свапна Лиддл (Swapna Liddle) из Индийского национального фонда искусства и культурного наследия. – Те, кто сделал и одобрил этот рекламный ролик, кто присутствовал [на площадке], пока шла работа – все несут ответственность за столь равнодушное обращение»
Скриншот из официального видео Suede Gully, компания Puma
На эти обвинения пресс-секретарь креативного агентства Balancing Act, нанятого Puma для рекламной кампании, отвечает, что все вопросы были урегулированы до проведения съёмок и создания граффити. В частности, были получены разрешения от владельцев домов – постройки находятся в частной собственности. Представитель Balancing Act добавляет, что хозяева сами не знали, что их недвижимость является объектом культурного наследия. Тем не менее, как утверждает историк Рана Сафви (Rana Safvi), на манипуляции с историческими постройками всё равно требовалось разрешение официальных лиц. Агентство пообещало всё восстановить.
Скриншот из официального видео Suede Gully, компания Puma
Владелец одного из зданий, снятых в видеоклипе, поддержал креатив Puma. «Это частная собственность, а граффити делает место красивее. Сейчас улица выглядит лучше, живее», – сказал Арун Ханделвал (Arun Khandelwal).
Рана Сафви придерживается противоположного мнения. «Я старомодна: я не считаю, что граффити приносят хоть какую-то пользу историческим постройкам», – считает историк. «Они не украсили его. И это всё для двухсекундного появления на видео».