Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.10.2017

Тотан Кузембаев: «Сидеть, смотреть, любоваться»

Елена Петухова
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Тотан Кузембаев в интервью для проекта «Эталон качества» говорит как о прагматических решениях, так и о душе. Душа важнее.

Тотан Кузембаев, руководитель ООО «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева»
Тотан Кузембаев,
руководитель ООО «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева» 

Тотан Кузембаев широко известен, прежде всего, как один из лучших российских архитекторов, проектирующих и строящих здания из дерева. В его портфолио – десятки, если не сотни загородных домов, общественных зданий и арт-объектов. Он входит в экспертные советы всех «деревянных» премий, за исключением тех, которые сам получает. Такой безоговорочный авторитет и признание были бы невозможны без глубокого понимания и особого отношения архитектора к особенностям материала, обуславливающим тектонику зданий. Оно позволяет добиться особого качества в проектах, когда конструкции и материалы начинают не столько выполнять функцию, сколько выражать определенную философию и мировоззрение создавшего их архитектора. Простые или сложные, необычные по форме или неуловимо традиционные, проекты Тотана Кузембаева всегда говорят со зрителем о чем-то большем, чем может показаться в начале. И только от нас зависит, поймем ли мы послание мастера или оно ускользнет от нас. И в качестве небольшой подсказки предлагаем вам ответы Тотана Кузембаева на вопросы проекта «Эталон качества», в которых он отчасти раскрывает свою систему ценностей и метод создания удивительной архитектуры.


Видеосъемка и монтаж: Сергей Кузьмин.

Тотан Кузембаев,
руководитель ООО «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева»:

«Я оцениваю качество заложенных идей, только это важно. Мне неважно, из какого материала сделано. Естественно, если объект сделан из того материала, из которого был задуман, то лучше проявляется идея. Следующий слоган – исполнение; потом материал. Я бы так иерархию расставил. Материалы могут быть простые, но идея, организация пространства – для меня это больше. Сделать такое место, где было бы хорошо не только телу, но и душе. Меня это заботит, я больше к этому стремлюсь. Мы знаем все стандарты, до пальчика обмерим: как должно быть, на какой высоте стулья, столы, кровать, все для тела удобно. Но человек не корова, не лошадь, у него еще мозги работают, он что-то хочет для мозгов. Тут выступают какие-то украшения, но это мне не нравится – мне хочется, чтобы было какое-то захватывающее пространство.

Когда я смотрю архитектуру, я всегда обращаю внимание именно на это: какая была задумка, какая идея заложена, захватывает меня или не трогает. Есть вещи, которые сделаны суперкачественно, но в них отсутствует идея; к ним я остаюсь равнодушным. А могу увидеть сарай или ещё что-то, в котором такая идея заложена! Cмотришь, как красиво сделано, как чувствуешь себя сейчас хорошо.

Классные, гениальные вещи тем и отличаются, каждый что-то своё в них находит. Вот стоит дворец с колоннами и все; показывает свое богатство. А есть штучка такая, как часовня в Швейцарии в горах. Скромная вещь стоит, заходишь – внутри свет поверху и как бы душа у тебя взлетает. И ты понимаешь – это просто, но как сделано. Вокруг горы, как он посажен туда, материал подобран, все к месту.

Ты можешь придумать идею, людей много с идеями. Как говорил Жванецкий: идей много – материально помоги. Талант архитектора заключается в умении правильно объяснить свою идею, довести её до заказчика, до строителя, до всех, чтобы все правильно поняли, чтобы они загорелись этой идеей и реализовали её. Это очень сложная вещь. Я всегда своим говорю: мы выступаем как переводчики. Многие идеи не получаются оттого, что мы не смогли правильно объяснить, не смогли правильно вычертить, просто не могли довести ее, правильно объяснить людям. Вот заказчики – они же не архитекторы, они вообще не понимают, что ты хотел сделать. Мне кажется, этот момент объяснения – самое главное. Я своим говорю: или нарисуйте, или макет сделайте, или станцуйте, спойте, но человек должен понять, что ты хочешь сделать. И после этого получится. Один великий человек сказал, что у архитектуры есть три составляющие: автор, заказчик и исполнитель. Если они все сойдутся, если будут все смотреть в одну точку, то получится.

Раньше это был такой бизнес, когда люди покупали дома, деньги с неба падали, и никто не задумывался – купишь, доделаешь. Или кто-то покупал, чтобы потом перепродать. Никто не собирался в этом доме жить. Кризис нам помог, люди стали задумываться; теперь у заказчика не такие большие деньги, он хочет купить что-то достойное. Он начал смотреть на эти дома, журналы, консультироваться с архитекторами и понимать, что лучше купить, например, этот дом, потому что он качественнее. Тут же и архитектор понял, что, если он делает качественно, его дом купят и к нему заказчик придет. Строитель тоже понял, что если он будет качественно делать, к нему будет обращаться заказчик. И заказчик тоже понял, если он качественный дом сделает, он его продаст легче. Это положительная сторона кризиса. Люди наконец-то задумались, где они будут жить, чем они будут жить, как будут жить. Это помогло нам.

Больше всего из наших проектов мне нравятся красные домики. Очень простое решение – там большое окно, больше ничего нету. Все приходят и говорят: мы по две тысячи, по три тысячи строим, а оказывается, больше ничего не надо, а только этот вид.

Я себе дом сделал, он на бугре стоит и с видом на прекрасный пейзаж: Ока видна, соседний город и так далее. И когда ты в дом заходишь, поднимаешься – на пол-этажа, еще на пол-этажа, потом на крышу. Мне это так нравится. Домой приходишь один или с друзьями, все берут бокал или просто идут на крышу, садятся и смотрят на открывающийся пейзаж. Идея удалась. Ради этого построили дом, ради этого мы страдали. Теперь можно сидеть, смотреть, любоваться».
 
беседовала: Елена Петухова