Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.10.2017

В Петербурге открылась персональная выставка архитектора Степана Липгарта – «Поиск героя»

22 сентября, тёплым осенним вечером, в Лютеранской церкви Святой Анны открылась выставка архитектурной графики «Поиск Героя».

Фото предоставлено проектом ARCHiPEOPLE
Фото предоставлено проектом ARCHiPEOPLE

В тот вечер сквозь ажурные ворота Кирхи можно было наблюдать, как все новая и новая нарядная публика прибывала сюда, на Кирочную 8, проходила сквозь небольшой дворик и исчезала за стеклянными дверями. Чтобы погрузиться в мир форм и архитектурной графики, созданный Степаном Липгартом.

Впрочем, и сама выставка, и ее официальное открытие стали событиями адресованные всем – не только архитекторам и дизайнерам, но и тем, кому интересно постижение городского пространства как переживание архитектуры и неразрывно связанных с ней наслоений времени, хранящих отголоски, тени ушедших событий и людей.

Герои Степана Липгарта – едва угадывающиеся в его архитектурных образах, почти исчезнувшие, стёршиеся или, напротив, едва-едва зарождающиеся – стали основой для визуальной реконструкции и осмысления исторического процесса. В работах, наполненных миром идей, сформулированных в 1910-30-е годы, запечатлён синтез эпох и трансформация искусств. Как бы сияющие изнутри картины образуют галерею – звуки шагов проходящих мимо зрителей отдаются эхом застывшей поступи героев Серебряного века и сменившего его Авангарда, отодвигающихся от нас все дальше и дальше... Именно это время, с его поэзией, литературой, живописью наполняют мир фантазий молодого архитектора.

Предложенный автором контекст получил ещё одну проекцию и форму – музыкальную.
В день открытия кирха наполнилась звуками многоканальной инсталляции, основанной на материале фортепианных сочинений А. Н. Скрябина, написанной композитором-экспериментатором Андреем Бундиным. В основе данной работы лежит принцип пространственного распределения музыкальных тонов в широком звуковом поле: каждая нота воспроизводится одним из шести громкоговорителей, расставленных в разных точках зала. Сливаясь в единый поток, звуки образуют целостную фактуру музыки Скрябина, эффект же состоит в том, что слушатели оказываются как бы внутри огромного рояля.

Гостями официального открытия стали известные архитекторы Санкт-Петербурга в числе которых Никита Игоревич Явейн и Максим Борисович Атаянц. Особенно ценной для организаторов стала оценка Н.И. Явейна, сказавшего, что выставка его «удивила». Подтверждением этих слов стала организованная по его просьбе несколькими днями позже экскурсия для «Студии 44», которую провёл автор выставки – Степан Липгарт.

Павел Маркайтис, руководитель выставочных проектов в музее современного искусства «Эрарта», так ответил на вопрос, нужен ли современному городу «Герой»:

«Современному городу герой не нужен. Культура вытеснила героя. Со времен архаического эпоса герой бескомпромиссно жесток и агрессивен. Существует целый пантеон городских героев в лице обитателей Нью-Йоркской подземки – черепах-ниндзя или скачущего по крышам человека-паука. Налицо маргинализация героя и вытеснение его из общественного пространства. Эти герои не гостят на пирах и не ходят по улицам.

Массовая культура поделила на всех славу героя и щедро раздает всем желающим по пять минут. Таким образом, героем в любой момент может оказаться каждый. Герой сегодня – это не воитель и не укротитель чудовищ, а популярный блоггер или персонаж из мира хип-хопа. По мысли Бориса Гройса, люди прозябают в эпохе тотального креативизма, где каждый стремится стать героем дня, сорвав джекпот лайков. Люди сами занимаются дизайном собственной жизни, следуя собственным представлениям о прекрасном. Происходит это в виртуальной среде. Конечно, необходим человек агрессивный, который взялся бы за организацию быта этих уткнувшихся в мониторы людей.

Меня зацепила одна из идей Степана – «Человек должен возвращаться домой через триумфальную арку». Это созвучно героизму подлинному. Об этом, например, роман «Улисс» Джойса. Каждый горожанин, покидающий свой дом утром – Одиссей, отправляющийся в странствие. Впрочем, Степану этот образ показался неудачным и он заклеймил эти размышления как «постмодернизм»».

Людмила Малкис, куратор и продюсер выставки «Поиск Героя»:

«Для меня тема поиска героя довольно актуальна – людям по-прежнему необходимы ориентиры: в профессиональной деятельности, в персональном и очень личном осмыслении вызовов времени. Визуальные образы остаются одними из самых «болевых» точек в человеческом восприятии. Кто и как сегодня создаёт физический мир, состоящий, в том числе, из городской ткани? Помимо прочего, выставка и об этом. Для меня одним из сильных авторских высказываний является серия «У реактора», где реактор представляется неким пространством, в которое каждый может невольно погрузиться... Вне зависимости от желания и готовности – вдруг возникает зазор и знакомые тебе образы начинают плавиться, выкристаллизовывая новые идеи и иллюзии».

 Степан Липгарт:

«Выставка «Поиск героя» – в первую очередь воззвание, адресованное личности определённых устремлений и видения. Призыв, выраженный в едином художественном образе, цельном, ярком и, пожалуй, очевидном. И здесь сочлись, конечно, не только авторские цветовые, световые, музыкальные или объёмно-пространственные чувствования. Сама церковь со своей драмой гибели, преодоления, возрождения стала обителью, местом, где произрос образ, наполненный одухотворенной, возвышенной героикой. Я вижу эту героику созидательным качеством, отвергающим любое насилие над ближним, гармонизирующим внешний мир, предполагающим непрестанное самосовершенствование: духовное, эстетическое, интеллектуальное. В своём творчестве я стремлюсь найти архитектурную форму, воплощающую этот рост, способствующую, призывающую к нему».

Выставка будет работать до 15 октября.
Организаторы: ARCHiPEOPLE, AAG, ArtModex Lab.

Справка
Степан Липгарт родился в 1984 году в Москве, окончил Московский Архитектурный Институт. Участник выставок АрхМосква 2011, 2014, 2015, Зодчество 2014, художественных выставок Москвы и Санкт-Петербурга. Член правления Союза Московских архитекторов, член Русского Художественного Союза. Дважды лауреат премии Archiwood, лауреат премии Archipeople. В 2016 году организовал архитектурную мастерскую «Liphart Architects».

Официальный сайт выставки>>>

6 октября, 19:00, концерт-диалог «Fatum» на музыку П.И. Чайковского.

В пятницу выставка «Поиск Героя» предстанет публике как декорация к выступлению Санкт-Петербургского студенческого симфонического оркестра в составе более 50 музыкантов.
В центре семиметровых пилонов и в свете прожекторов будет возвышаться дирижер оркестра, а музыканты разместятся по специально спланированной схеме.
Не пропустите это незабываемое действие.
Важная деталь – концерт благотворительный и деньги собираются на восстановление здания Анненкирхе.
Вход: 350 рублей