Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.09.2017

Неосязаемый материал

Нина Фролова

Проекты хорватского светодизайнера Дина Скиры учитывают комфорт и желания людей, а не только особенности зданий, для которых предназначены.

Светодизайнер Дин Скира, основатель студии Skira, приезжает в Москву по приглашению компании Delta Light и 28 сентября прочтет лекцию «Бетон, сталь, свет и эмоции» на площадке Digital October. Зарегистрироваться можно здесь.
 

Дин Скира © Skira
Дин Скира © Skira

Дин Скира занимается архитектурным светом почти 30 лет: окончив нью-йоркский Технологический институт моды, свою первую студию он основал еще в 1990. С тех пор он успел реализовать проекты освещения самых разных типов, от музейных залов до круговых перекрестков. За эти годы Скира разработал и собственную творческую философию. Среди ее ключевых положений – внимание к человеку. Это касается и проектов в целом, включая интерьерные и частные: дизайнер отталкивается от нужд «пользователя», архитектура все же занимает второе место по сравнению с людьми.
 
Офис студии Skira в Пуле – House of Light, «Дом света» © Nenad Fabijanić
Офис студии Skira в Пуле – House of Light, «Дом света» © Nenad Fabijanić
Офис студии Skira в Пуле – House of Light, «Дом света» © Nenad Fabijanić
Офис студии Skira в Пуле – House of Light, «Дом света» © Nenad Fabijanić

Такой подход касается и городов: именно там живет больше половины населения Земли, поэтому то, как города выглядят в темное время суток, должно восприниматься комплексно, не только как освещение общественных пространств, но как схема для всех сооружений и территорий – государственных, муниципальных, частных. Именно для городских пространств Дин Скира создал по заказу Delta Light концепцию освещения Polesano: единое формальное решение позволяет, тем не менее, тонко настраивать ее в зависимости от особенностей того или иного места – комбинируя разные светильники и другие элементы. В будущем Polesano будет расширена: в нее войдут камеры видеонаблюдения, акустические системы, точки доступа Wi-Fi и т.д.
 
Модульная система уличного освещения Polesano для Delta Light © Luca Cioci
Модульная система уличного освещения Polesano для Delta Light © Luca Cioci
Модульная система уличного освещения Polesano для Delta Light © Luca Cioci
Модульная система уличного освещения Polesano для Delta Light © Luca Cioci
Модульная система уличного освещения Polesano для Delta Light © Luca Cioci
Модульная система уличного освещения Polesano для Delta Light © Luca Cioci

Скира очень большое внимание уделяет контексту своих проектов, сравнивая здания и пространства между ними с паузами, в то время как освещение – это музыка, которая невозможна без тишины. Также ему важно наполненное потенциальной энергией напряжение, которое существует между утилитарным и поэтическим и дает жизнь его проектам, а также дух места. К ярким примерам связанных с genius loci работ дизайнера относится схема подсветки портовых кранов в его родном городе Пула, названная «Гиганты освещения»: это полезный пример гуманизации промзон, их постиндустриального освоения скупыми средствами: по словам Скиры, светодизайнер работает по большей части с неосязаемыми формами, однако, добавим, эффект его труда ощущается более чем явно.
Краны на верфи в Пуле. Проект «Светящиеся гиганты» © Goran Šebelić
Краны на верфи в Пуле. Проект «Светящиеся гиганты» © Goran Šebelić
Краны на верфи в Пуле. Проект «Светящиеся гиганты» © Goran Šebelić
Краны на верфи в Пуле. Проект «Светящиеся гиганты» © Goran Šebelić

Также среди его проектов для урбанистической среды – тоннель «Евразия» под Босфором в Стамбуле, набережные и площади хорватских городов, круговые перекрестки, к примеру, в районе Шияна в Пуле. Скира занимается и освещением парков: территории конноспортивного клуба «Отрадное» под Москвой, ботанического сада в итальянской Лукке и многих других.
 
Тоннель «Евразия» под Босфором в Стамбуле. Фото: Cem Eryiğit © Kitoko Ligthing and Engineering
Тоннель «Евразия» под Босфором в Стамбуле. Фото: Cem Eryiğit © Kitoko Ligthing and Engineering
Тоннель «Евразия» под Босфором в Стамбуле. Фото: Cem Eryiğit © Kitoko Ligthing and Engineering
Тоннель «Евразия» под Босфором в Стамбуле. Фото: Cem Eryiğit © Kitoko Ligthing and Engineering
Круговой перекресток в районе Шияна в Пуле © Danijel Bartolić
Круговой перекресток в районе Шияна в Пуле © Danijel Bartolić
Круговой перекресток в районе Шияна в Пуле © Danijel Bartolić
Круговой перекресток в районе Шияна в Пуле © Danijel Bartolić

Среди общественных и культурных объектов, которыми занимался Дин Скира со своей студией – Центр мира Шимона Переса в Тель-Авиве, древнеримская улица Кардо в Иерусалиме, археологический и исторический музеи в Пуле, работы на венецианской биеннале, миланский рынок Меркато-дель-Дуомо. Дизайнер также много занимается коммерческими проектами, включая отели, стадионы, офисные здания (башня «Эволюция» в Москва-Сити), торговые центры (ЦУМ в Киеве).
 
Boutique Hotel Alhambra в Мали-Лошине © Hrvoje Serdar
Boutique Hotel Alhambra в Мали-Лошине © Hrvoje Serdar
Атриум универмага ЦУМ в Киеве. Фото © Сергей Кадулин, предоставлено ESTA
Атриум универмага ЦУМ в Киеве. Фото © Сергей Кадулин, предоставлено ESTA

Для Скиры также важна просветительская деятельность: с помощью лекций, публикаций и т.д. он рассказывает о социальном и культурном значении светодизайна, потому что на сегодняшний день, по его словам, часто кажется, что он и его команда больше ценят проект, чем его заказчик.
Железнодорожный мост через Саву в Загребе © Damil Kalogjera
Железнодорожный мост через Саву в Загребе © Damil Kalogjera