В швейцарском кантоне Граубюнден на высоте 2300 м открылся театр Juliertheatre: он назван в честь перевала Юлиер, где, собственно, и находится. Автором проекта выступил Джованни Нецер, действующий с 2005 директор фестиваля Origen Festival Cultural. Фестиваль в первую очередь посвящен современным оперным постановкам на ретороманском языке, одном из четырёх официальных языков Швейцарской конфедерации. Перенести замысел Нецера в реальность помогли специалисты инженерной фирмы Walter Bieler и строительной компании Uffer.
Открытие пространства состоялось 31 июля, на нём присутствовал вице-президент Швейцарии Ален Берсе. В театре-башне прошли показы оперы на трёх языках швейцарского композитора Джон-Антони Дерунгса «Апокалипсис», совмещенные с двумя хореографическими постановками – Андрея Кайдановского для Сергея Полунина и Эно Печи для трёх молодых танцовщиков. Зрительный зал «красной башни» рассчитан на 250 зрителей.
Конструкция состоит из 1220 элементов, закреплённых 24 тыс. болтов, её вес достигает 410 тонн. Здание способно справиться с испытаниями сурового горного климата – порывами ветра скоростью до 240 км/ч и снежными обвалами. Строительство башни заняло два с половиной месяца. Бюджет проекта – около 2 млн швейцарских франков (1 млн 750 тыс. евро), помимо этого в постройку планируют вложить ещё 1 млн франков (почти 880 тыс.евро), чтобы подготовить театр к зимнему сезону. При этом срок его службы ограничен: в 2020 театр переместится в другое место.
Здание является символом единства природы и культуры, объясняют организаторы фестиваля. Ярко выделяющееся на фоне природного ландшафта, оно тем не менее тяготеет к природе и вступает с ней в диалог. Об этом свидетельствует деревянная обшивка с натуральной фактурой, а роль посредников между пространством театра и средой выполняют большие окна-арки. Сквозь них в здание поступает солнечный свет и виден горный пейзаж, который становится частью декораций. Формальная аналогия с Вавилонской башней (высота Juliertheatre достигает 30 м) указывает на традиционное для региона разнообразие языков. Вертикальная ориентация здания расширяет пространство сцены в высоту.
Это не первая попытка в истории новейшей архитектуры создать капитальное деревянное здание театра, которому уготовано дальнейшее перемещение. В 1979 Альдо Росси придумал для Венецианской биеннале-1980 плавающий «Театр мира» – Teatro del Mondo. Конструкция на стальном каркасе, обшитая деревом, достигала в высоту 25 метров. Teatro del Mondo состоял из двух объёмов: кубоида и «стоящего» на нём восьмиугольного «барабана». Постройку даже прозвали «кофейником» за внешнее сходство с этим сосудом. Во время выставки театр перемещался по каналам Венеции, а после её окончания – пересёк Адриатическое море и «пришвартовался» в Дубровнике. Разобрали сооружение в 1981, а в 2004 его заново построили в Генуе. Нельзя не отметить некое родство этих двух построек – венецианской и швейцарской.