Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта по улице Эгзибишн-роуд
Адрес:
Великобритания,None,Лондон.
Мастерская:
AL_A
Реконструкция двора лондонского музея Виктории и Альберта по проекту Аманды Ливит включает в себя первое в мире открытое пространство, полностью вымощенное фарфором.
Речь идет о музейном дворе, который примыкает к Эгзибишн-роуд – главной улице Альбертополиса, комплекса музеев и учебных заведений, созданного в Лондоне при королеве Виктории с целью просвещения населения Британской Империи. Однако двор – и, как следствие, музей – были с этой стороны закрыты, так как во дворе размещались котельные, замаскированные от глаз пешеходов «экраном» по проекту Астона Уэбба.
Котельные музею уже не нужны, поэтому в середине 1990-х этот почтенный институт попытался найти двору новое применение, запланировав там крыло «Спираль» по проекту Даниэля Либескинда – в фирменном стиле этого архитектора. Однако проект так и остался на бумаге: финансирования для этого сверх-смелого замысла не нашлось. С конца 2009 музей вновь задумался о реконструкции, тем более что свое новое рождение переживала Эгзибишн-роуд, превращаясь по идее архитекторов Dixon Jones в единую поверхность (shared surface) для машин и пешеходов, что больше отвечало ее роли в Альбертополисе, чем прежний облик перегруженной автомагистрали.
Помня о неудаче со «Спиралью», руководство музея задало участникам конкурса на новый проект жесткие рамки. Однако выбранный жюри проект Аманды Ливит и ее бюро AL_A все же возмутил защитников наследия: по замыслу архитектора, «экран» Уэбба должен был быть частично демонтирован – вместо стены с балюстрадой, служившей основанием колоннаде, колонны получали индивидуальные современные пьедесталы, чтобы открыть двор публике. Историки архитектуры просили хотя бы не пробивать проходы между каждыми двумя колоннами, а выдержать ритм «проем – стена – проем – стена», однако проект был в итоге реализован в полной мере.
Чтобы закрывать ставший таким проницаемым «экран» ночью, между колоннами установили перфорированные створки, на которые нанесен узор, повторяющий их повреждения, полученные во время бомбежек Второй мировой (эти «раны» на колоннах и кладке можно видеть и сейчас). На створках ворот размещен королевский герб – в память о коронованной основательнице музея, отмечающего в этом году 165-летие.
После реконструкции публика может свободно обозревать три исторических фасада двора, в том числе декор в технике сграффито. Чтобы поддержать старую связь музея Виктории и Альберта с развитием ремесел, в проект включили изначально незапланированную часть: вымостку из изготовленных вручную фарфоровых плиток для двора (11 тысяч штук) и крыши павильона с кафе и музейным магазином (4300 штук). Их произвели на голландской фабрике Koninklijke Tichelaar Makkum, причем процесс изготовления каждой плитки занимал пять дней. В результате, музей стал обладателем первого в мире открытого пространства с фарфоровым мощением. Оно образует 15 видов узора. Двор назван в честь меценатов, фонда Dr Mortimer and Theresa Sackler Foundation – Сэклер. Его площадь – 1200 м2.
Кроме павильона, во дворе находится «Окулус» – стеклянный фонарь, освещающий подземные пространства; его красные фрагменты призваны напоминать об обивке музейных витрин. Под землю и в основное здание можно попасть через новый вестибюль Блаватник-холл, для которого в исторических стенах растесаны большие арки. Вниз ведет эффектная лестница, по которой посетители спускаются в галерею Сейнсбери площадью 1100 м2 (высота перекрытий – от 6,5 до 10,5 м). Это новое главное пространство для временных выставок, которого так не хватало музею Виктории и Альберта. Эффектный потолок со сложным профилем скрывает четырнадцать 256-тонные ферм, поддерживающих двор и часть исторического здания. Еще ниже находится зона для реставрации и перемещения экспонатов (1500 м2).
Музей теперь получил 6400 м2 новых площадей из мало используемых прежде 2200 м2. Бюджет проекта – 54,5 млн фунтов, из них 38 млн стоили строительные работы. В их ходе было извлечено 22,5 м3 почвы, из которых 99% было использовано повторно. Котлован достиг 18 м в глубину, а часть свай – 50 метров. Сваи вбивались на расстоянии всего в 1 метр от исторического здания, а сваебойные агрегаты приближались к его фасадам на 30 см, но памятник архитектуры не получил никаких повреждений и оставался открытым для публики в течение всего строительства. Проектом занимались инженеры Arup, также были привлечены специалисты из Кембриджского университета: они были поражены смелостью замысла и в исследовательских интересах установили на анкерных сваях оптоволоконную систему слежения, которая призвана проверить – работают ли они так, как в теории, или же в реальности дело обстоит иначе.
Реконструкция двора по Эгзибишн-роуд – часть программы FuturePlan, в ходе которой за последние 15 лет обновлены две трети общественных пространств музея. На следующем этапе перестройка ждет Северный и Южный дворы.