Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.07.2017

Двор с фарфоровой плиткой

Нина Фролова
Объект:
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта по улице Эгзибишн-роуд
Адрес:
Великобритания, None, Лондон.
Мастерская:
AL_A

Реконструкция двора лондонского музея Виктории и Альберта по проекту Аманды Ливит включает в себя первое в мире открытое пространство, полностью вымощенное фарфором.

Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow

Речь идет о музейном дворе, который примыкает к Эгзибишн-роуд – главной улице Альбертополиса, комплекса музеев и учебных заведений, созданного в Лондоне при королеве Виктории с целью просвещения населения Британской Империи. Однако двор – и, как следствие, музей – были с этой стороны закрыты, так как во дворе размещались котельные, замаскированные от глаз пешеходов «экраном» по проекту Астона Уэбба.
 
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow

Котельные музею уже не нужны, поэтому в середине 1990-х этот почтенный институт попытался найти двору новое применение, запланировав там крыло «Спираль» по проекту Даниэля Либескинда – в фирменном стиле этого архитектора. Однако проект так и остался на бумаге: финансирования для этого сверх-смелого замысла не нашлось. С конца 2009 музей вновь задумался о реконструкции, тем более что свое новое рождение переживала Эгзибишн-роуд, превращаясь по идее архитекторов Dixon Jones в единую поверхность (shared surface) для машин и пешеходов, что больше отвечало ее роли в Альбертополисе, чем прежний облик перегруженной автомагистрали.
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow

Помня о неудаче со «Спиралью», руководство музея задало участникам конкурса на новый проект жесткие рамки. Однако выбранный жюри проект Аманды Ливит и ее бюро AL_A все же возмутил защитников наследия: по замыслу архитектора, «экран» Уэбба должен был быть частично демонтирован – вместо стены с балюстрадой, служившей основанием колоннаде, колонны получали индивидуальные современные пьедесталы, чтобы открыть двор публике. Историки архитектуры просили хотя бы не пробивать проходы между каждыми двумя колоннами, а выдержать ритм «проем – стена – проем – стена», однако проект был в итоге реализован в полной мере.
 
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow

Чтобы закрывать ставший таким проницаемым «экран» ночью, между колоннами установили перфорированные створки, на которые нанесен узор, повторяющий их повреждения, полученные во время бомбежек Второй мировой (эти «раны» на колоннах и кладке можно видеть и сейчас). На створках ворот размещен королевский герб – в память о коронованной основательнице музея, отмечающего в этом году 165-летие.
 
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow

После реконструкции публика может свободно обозревать три исторических фасада двора, в том числе декор в технике сграффито. Чтобы поддержать старую связь музея Виктории и Альберта с развитием ремесел, в проект включили изначально незапланированную часть: вымостку из изготовленных вручную фарфоровых плиток для двора (11 тысяч штук) и крыши павильона с кафе и музейным магазином (4300 штук). Их произвели на голландской фабрике Koninklijke Tichelaar Makkum, причем процесс изготовления каждой плитки занимал пять дней. В результате, музей стал обладателем первого в мире открытого пространства с фарфоровым мощением. Оно образует 15 видов узора. Двор назван в честь меценатов, фонда Dr Mortimer and Theresa Sackler Foundation – Сэклер. Его площадь – 1200 м2.
 
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow

Кроме павильона, во дворе находится «Окулус» – стеклянный фонарь, освещающий подземные пространства; его красные фрагменты призваны напоминать об обивке музейных витрин. Под землю и в основное здание можно попасть через новый вестибюль Блаватник-холл, для которого в исторических стенах растесаны большие арки. Вниз ведет эффектная лестница, по которой посетители спускаются в галерею Сейнсбери площадью 1100 м2 (высота перекрытий – от 6,5 до 10,5 м). Это новое главное пространство для временных выставок, которого так не хватало музею Виктории и Альберта. Эффектный потолок со сложным профилем скрывает четырнадцать 256-тонные ферм, поддерживающих двор и часть исторического здания. Еще ниже находится зона для реставрации и перемещения экспонатов (1500 м2).
 
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow

Музей теперь получил 6400 м2 новых площадей из мало используемых прежде 2200 м2. Бюджет проекта – 54,5 млн фунтов, из них 38 млн стоили строительные работы. В их ходе было извлечено 22,5 м3 почвы, из которых 99% было использовано повторно. Котлован достиг 18 м в глубину, а часть свай – 50 метров. Сваи вбивались на расстоянии всего в 1 метр от исторического здания, а сваебойные агрегаты приближались к его фасадам на 30 см, но памятник архитектуры не получил никаких повреждений и оставался открытым для публики в течение всего строительства. Проектом занимались инженеры Arup, также были привлечены специалисты из Кембриджского университета: они были поражены смелостью замысла и в исследовательских интересах установили на анкерных сваях оптоволоконную систему слежения, которая призвана проверить – работают ли они так, как в теории, или же в реальности дело обстоит иначе.
 
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow

Реконструкция двора по Эгзибишн-роуд – часть программы FuturePlan, в ходе которой за последние 15 лет обновлены две трети общественных пространств музея. На следующем этапе перестройка ждет Северный и Южный дворы.
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © AL_A
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта. Процесс строительства © Stephen Citrone
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта. Процесс строительства © Stephen Citrone
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта. Процесс строительства © Stephen Citrone
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта. Процесс строительства © Stephen Citrone
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта. Процесс строительства © Stephen Citrone
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта. Процесс строительства © Stephen Citrone