В Италии выставлена на продажу вилла XVI века, спроектированная великим Андреа Палладио. Стоимость памятника архитектуры оценивается в 35 млн фунтов (около $45 млн), пишет газета The New York Times. Нынешние владельцы виллы, американцы Карл и Салли Гейбл, купили её в 1989 году за $2 млн. Они приезжали в виллу Корнаро осенью и весной; остальное время жили в Атланте. Они лишь шестые по счёту хозяева за всю её длинную историю: до них зданием владела другая американская чета, а в середине XX века она принадлежала церкви, открывшей в её стенах детский сад. Теперь мистер и миссис Гейбл находятся в преклонном возрасте (обоим под 80) и готовы расстаться с шедевром Позднего Возрождения. Продажей занимается риелторское агентство Venice Sotheby’s International Realty.
Вилла Корнаро, снимок 2007 года. Автор: Hans A. Rosbach. Фотография находится в публичном доступе
План, Вилла Корнаро (1781). Автор: Оттавио Бертотти-Скамоцци. Изображение находится в публичном доступе
Вилла Корнаро значительно повлияла на развитие классической архитектуры. Спроектированная около 1551 для Джорджо Корнаро, отпрыска могущественной венецианской семьи, она получилась необычно высокой – по всей видимости, для того, чтобы компенсировать небольшие размеры участка. Главным выразительным компонентом постройки стал двухъярусный портик северного фасада.
История последнего на сегодняшний день приобретения памятника Ренессанса такова: 30 лет назад Гейблы раздумывали о покупке недвижимости в штате Нью-Гэмпшир, когда миссис Гейбл заметила в газете объявление о продаже виллы Корнаро. В своих мемуарах 2005 года пара описала свое мучительное ожидание решения итальянского правительства: по закону местные власти могут отказать желающим в покупке памятника. Лишь позднее мистер Гейбл, юрист по корпоративному праву и историк дизайна, узнал, что на деле муниципалитеты редко прибегают к такой мере. После долгожданного вступления в право владения новые хозяева заменили крышу, восстановили часть южного портика, который мог обрушиться, и подсоединили дом к водопроводу и канализации.
При покупке Гейблам достался не только великолепный памятник архитектуры, но и ряд произведений монументального искусства. Стены тринадцати из 14 комнат украшают сто четыре фрески: с ветхозаветными сюжетами на нижнем этаже, и новозаветными – на верхнем. В большой гостиной на первом этаже стоят шесть статуй членов семьи Корнаро, созданных примерно в 1590 скульптором Камилло Марьяни. Скульптуры (во всяком случае ниши, которые для них заранее предусмотрел Андреа Палладио) были частью оригинального проекта. Фрески появились позже, в 1717: потомки Корнаро заказали их живописцу Маттиа Бортолони. Мастер Бортоло Кабьянка из стукко вылепил для росписей декоративные рамки и ангелочков.
Мистер Гейбл считает, что фрески и другие изменения XVIII века появились под влиянием идей масонства, только набиравшего тогда популярность в Италии. В зале на первом этаже присутствуют изображения Храма Соломона, центрального символа масонства. Оригинальный бетонно-мозаичный пол сменился деревянным узором в виде шахматных клеток – типичный для помещений, где проходили встречи «вольных каменщиков».
«Мы всегда настаивали на том, что вилла Корнаро – наш дом, а не музей, – объяснила газете The New York Times миссис Гейбл. – Поэтому мы не боялись привезти удобные кресла и современные светильники в здание, которому уже более 460 лет». Доказательством тому служат ковры в стиле ар деко, современные диваны и люстры из муранского стекла в гостиной на верхнем этаже. Кабинет главы семейства обставлен корпусной мебелью начала XX века, созданной на мануфактуре миланского краснодеревщика Карло Цена, и украшен ковром в стиле «китайского» ар деко.