В Швейцарском музее архитектуры (SAM) завершилась выставка Forum Basel, посвященная общественным пространствам города. Ее со-кураторами стали московско-швейцарское бюро «КОСМОС» и чилийские архитекторы Plan Comun.
Почти два месяца, в мае и июне 2017, вход в швейцарский Музей архитектуры (SAM) в Базеле был бесплатным. Его залы, обычно камерные и благочинные, превратились почти в уличное пространство, доступ в которое был открыт для всех: шла выставка Forum Basel.
«Это была выставка, посвященная общественному пространству и городу Базель как полигону, на котором мы можем тестировать новые технологии и новые идеи. Ее финальная часть совпала с ярмаркой «Арт-Базель». Отчасти тема выставки и идея сделать вход в музей бесплатным родились как реакция на гипер-коммерциализацию города в дни «Арт-Базеля», – рассказывает Леонид Слонимский, партнер бюро «КОСМОС».
Так что если «Арт-Базель» – про современное искусство, каким его представляли в XX веке, то Forum Basel – открытка из будущего, в котором нет национальных границ, художники выставляют свои картины в инстаграме, а вместо денежных купюр используют биткоины.
Итак, новый директор SAM Андреас Руби пригласил переосмыслить традиционные общественные пространства города не именитых архитекторов-швейцарцев, а молодые бюро – чилийское Plan Comun и «КОСМОС». Их можно было бы назвать иностранными, но берлинец Андреас Руби определил со-кураторов как temporary locals – временно местных. К тому же Леонид Слонимский и Артем Китаев прожили и проработали в Базеле более четырех лет – достаточно для того, чтобы понять контекст и изучить детали. К слову сказать, о российско-швейцарско-американском бюро «КОСМОС», директор музея узнал из соцсетей.
Архитекторы бюро «КОСМОС» совместно с со-кураторами и дирекцией предложили, по выражению Леонида Слонимского, «отдать музей людям». Все четыре зала SAM превратили в общественные пространства: в одном посетители играли в пин-понг, другой был коворкингом, третий – читальным залом, где можно было расположиться на подиуме из старых газет и журналов (их собирали в фейсбуке), а в четвертом показывали видео-интервью архитекторов и урбанистов об устройстве городов. Чтобы вдохнуть в музейное помещение еще больше уличной жизни, на открытие пригласили уличных музыкантов-цыган.
Посетителей было много, и со стороны внезапное оживление в SAM могло показаться перформансом. Однако «уличная» часть была лишь формой для дискуссии о переосмыслении общественных пространств, которая при другом выражении была бы скучной ровно настолько, чтобы вызвать интерес специалистов, но отпугнуть тех, для кого эти пространства предназначены.
«КОСМОС» провели исследование городской жизни Базеля, его общественных ритуалов и некоторых зданий, на основе которого создали свои концепции общественных пространств, которые выставляли наряду с проектами приглашенных швейцарских бюро – Vécsey&Schmidt, Caesar Zumthor, Manuel Herz, Focketyn del Rio Studio, Rahbaran Hürzeler и Scheibler & Villard.
Чертежи и аксонометрии, развешанные по стенам вокруг теннисного стола, за которым кипела игра, расставили акценты в названии выставки: в Forum Basel слово «форум» – это не мероприятие, а пространство, сродни римскому форуму, открытое и живое.
«По нашему замыслу на крыше музея должна была появиться терраса, где стояли стулья со столиками, и люди могли бы выходить туда подышать, пообщаться и посидеть в тени деревьев. Мы даже построили лестницу для выхода на нее, – рассказывает Леонид Слонимский. – Но простая затея – выставить стулья на крышу и открыть доступ – обросла огромным количеством бюрократии, и в итоге из-за регуляций и ограничений вовсе была запрещена». Столики и стулья на крыше архитекторы оставили, и превратили неслучившуюся, но манящую к себе посетителей террасу в инсталляцию с названием «Доступ запрещен».
Архитекторы предложили превратить старый туннель, по которому протекает река Бирзиг, в подземный ботанический сад. Он мог бы служить как местом для романтических прогулок, так и транзитным маршрутом для пешеходов во время дождя. Микроклимат в нем поддерживается благодаря лампам, гидропонике и обогревателям.
Концепция объединяет в себе два самых важных туристических символа Базеля – Рейн и выставку «Арт-Базель». На плавучей платформе можно будет организовывать выставки, проводить лекции и устраивать праздники. Передвигаться по реке она будет только благодаря течению, как и традиционные базельские паромы.
«КОСМОС» предложили в холодное время года подогревать воду в фонтане рядом с кафедральным собором на Мюнстерплац, чтобы превратить его в общественную купальню: микс из античности, христианской традиции и знаменитых базельских фонтанов.
Концепция, которая «не требует архитектурного вмешательства». Пространство вокруг Драйлендерэка – памятника на Рейне, который символизирует пересечение государственных границ Германии, Франции и Швейцарии, – получает статус экстерриториального и выходит из зоны действия государственных законов со всеми вытекающими из этого последствиями.
Закрытый кампус концерна Novartis предлагается частично превратить в общественное пространство и открыть в него доступ для всех желающих в нерабочие часы и по воскресеньям. На это время массивная ограда территории будет превращаться в навес.
По аналогии с официальным швейцарским Abfuhrplan – брошюрой, где детально описывается процесс сбора и переработки мусора, архитекторы придумали свою альтернативную версию: собрали и описали, как провести время в городе – с приключениями и без.