Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.07.2017

Саския Сассен: «Большой город невозможно контролировать»

Наталья Мурадова

Экономист и социолог, профессор Колумбийского университета и Лондонской школы экономики Саския Сассен поделилась с Архи.ру своими мыслями о реновации, уличных протестах, а также мегаполисах, неспособных вызывать чувство привязанности.

Саския Сассен. Фото предоставлено пресс-службой Московского урбанистического форума
Саския Сассен. Фото предоставлено пресс-службой Московского урбанистического форума

О сносе пятиэтажек и плане реновации Москвы

Я думаю, все зависит от ситуации. Если городские власти всерьез намерены таким способом улучшить жизнь небогатых и бедных семей, то я говорю «Да!»

Однако мы часто сталкиваемся с тем, что во всем мире «реновация» используется, чтобы удовлетворить спрос на недвижимость людей с высоким доходом. Семьи с низким доходом оказываются в невыгодном положении: их переселяют в дома, которые находятся далеко от работы, и расположены в гораздо менее привлекательных местах, чем те, где они жили раньше.

Недавний пожар в Grenfell Tower в Лондоне не обернулся бы трагедией такого масштаба, если бы использовались качественные стройматериалы, и проводились регулярные инспекции. Сгоревший дом был для бедных. Но почему-то мне кажется, что на его месте появится жилье уже для среднего класса.

Мы наблюдаем тренд, который уверенно набирает силу: жилье премиум-класса активно скупается, но остается незаселенным. Владельцы и не собирались туда въезжать, покупка недвижимости для них – всего лишь способ капиталовложения. Это ведет к дезурбанизации.

Сейчас капитал сконцентрировался в руках верхушки. На Западе, после Второй мировой войны, хотя на самом деле даже раньше, основными бенефициарами экономики массового потребления были небогатый средний класс и верхняя прослойка рабочего класса. Теперь же ситуация в корне изменилась. Сегодня бенефициарами являются лишь 30-40% населения. Небогатая часть среднего класса и рабочие стали терять свои позиции в 70-х, в последующее десятилетие ситуация еще больше осложнилась и продолжает ухудшаться до сих пор.

О мегаполисах и контроле над ними.

Ни один большой город – я имею в виду именно город, а не маленький городок и не гигантские офисные джунгли – не может быть полностью контролируемым. Одним из следствий этого является то, что города становятся пространствами где те, у кого нет власти, способны влиять на историю, культуру и экономику.

Мегаполис по определению не город, а совокупность городов. Он может быть просто огромной местностью, заставленной небоскребами для жилья, работы и госучреждений. В таких мегаполисах нет по-настоящему общественных пространств, они не способны вызывать чувство привязанности.

Токио, Лондон, Пекин – по всем признакам мегаполисы. Однако они сумели сохранить в себе и большинство черт города, и само «состояние города» (cityness – термин, принадлежащий С.Сассен – примечание Н.М.).

О городах и их способности выживать

Город – сложная и незавершенная система. Именно это сочетание качеств обеспечивает городам долгую жизнь, несмотря на любые перипетии истории.

Формальные властные структуры (как политические режимы, так и экономические корпорации) исчезают с лица земли вследствие стремления быть закрытыми, тогда как города существуют веками и даже тысячелетиями.

Именно благодаря своей отличительной черте – незамкнутости – города способны переживать радикальные трансформации, в которых гибнут правящие династии, государственный строй и огромные предприятия. Города сильны, но не надо думать, что они несокрушимы.

Рост уровня продаж городской недвижимости оборачивается ростом числа городов. Но здесь есть два момента, которые вызывают опасения. Во-первых, купленные объекты зачастую мало используются. Во-вторых, происходит по сути бизнес-поглощение города инвесторами, и городские власти теряют способность регулировать этот процесс и управлять им. Сейчас с этим столкнулись порядка сотни городов в мире, в некоторых даже обсуждаются поправки в законы, которые будут определять, кто именно владеет городом.

Ни один экономический или политический субъект не должен владеть городом. Города развивались именно потому, что ими управляло множество, состоящее из неопределенных систем. Теперь они под угрозой.

О беженцах в Европе и их влиянии на города

Одна из характерных вековых черт городов – культура базаров. Представители разных религий торговали друг с другом, создавая купеческую традицию – преодолевать любые различия. Когда день заканчивался, каждая этническая или религиозная группа возвращалась в собственную общину, где полностью погружалась в свою культуру. Благодаря этому сформировалось центральное положение торговли в городе и городская ментальность.

Об уличных протестах

Уличные протесты дают возможность тем, у кого нет власти, заявить о своих требованиях. Демонстрация могут быть посвящены совершенно разным вещам: от уборки мусора до полицейского произвола, и города являются пространством, которое позволяет заявлять эти требования. Прежде ту же роль играли плантации и шахты. По сравнению с ними, города в этом отношении гораздо более эффективны, к тому же они представляют собой основную площадку для возникновения различного рода союзов. Однако сегодня по всему миру движения типа «оккупай» полностью контролируются, причем иногда вооруженным силами.

Уличные протесты являются открытыми системами. В них может участвовать любой, вне зависимости от того, насколько он поддерживает выдвигаемые требования. Разумеется, в этом кроется риск: к уличным протестам легко присоединяются их противники, которые действуют разрушительно, чтобы подорвать репутацию движения или ценность его убеждений. Тем не менее, улица едва ли не самое важное пространство для протеста.
 
***


Интервью организовано при участии Московского урбанистического форума, в котором примет участие Саския Сассен.

беседовала: Наталья Мурадова