Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.08.2017

Стекло невидимого фронта

Наталья Мурадова
Мастерская:
AGC Glass Russia

Компания AGC объявила о запуске производства нового продукта – просветленного стекла Planibel Crystalvision нового поколения на одном из своих заводов в России. Мы разобрались, почему эта новость действительно достойна внимания.


Стекло – материал парадоксальный и единственный, в котором метафизика стремится взять верх над вещественностью. Оно хрупкое, но стеклянные фасады вселяют спокойствие: чем их больше, тем безопаснее кажется улица. Оно холодное, но неизменно связано с живым, не с мертвым: гробницы не имеют окон, совсем другое дело – оранжереи. Парадоксальность стекла еще и в том, что оно способно демонстрировать отсутствие.

Стекло выглядит нейтрально, но при этом больше, чем любой другой материал, отвечает в архитектуре за идеологию. Тут уместно было бы вспомнить Ле Корбюзье и модернизм, но все началось гораздо раньше. Примерно тогда, когда рационализм грядущей эпохи Просвещения отверг мистику цветных витражей – прозрачность стекла в человеческом сознании всегда неуловимо связывалась с истиной.

Прежде просветленное стекло, в силу совпадения как и ценности эпохи Просвещения, завозили в Россию из Европы. Теперь технология производства освоена и в России. С июня 2017 года компания AGC начала выпуск максимально нейтрального стекла Planibel Crystalvision на заводе в г. Клин Московской области. Как у истины не бывает полутонов, так и у него полностью отсутствуют оттенки. Новое просветленное стекло абсолютно нейтрально.

Заметное отсутствие
Planibel Crystalvision имеет максимально возможный индекс цветопередачи: 100%. Это означает, что человеческий глаз не способен различить искажения объектов, которые находятся за стеклом.

Тойо Ито использовал эту характеристику в своем чилийском проекте White O House, полностью растворив границу между интерьером виллы и ее окружением. Это уже не эпоха Миса ван де Роэ и не «Фэрнсуорт-Хаус», который манифестировал себя как дом из стекла, то есть, с прозрачными, но все-таки видимыми стенами. Тойо Ито затеял сложную игру-перевертыш, в которой интерьер, благодаря свойствам материала, во фронтальной плоскости превращается в фасад.

Вилла плотно посажена по рельефу склона, который плавно спускается к юго-востоку. Ее геометрия повторяет спиралевидное движение и в стенах гостиной, и в округлости внутреннего двора, и в крыше над ним, и в форме бассейна, обустроенного неподалеку.

Замысел архитектора заключался в том, чтобы постройка и среда выглядели единым пространством без конца и начала. Это своего рода ниспровержение идеи «дома-крепости». Тропинка проходит по двору и ведет за собой вверх по рампе от открытых зимнего сада и гостиной к приватным зонам так, что кажется, будто не существует ничего внутреннего, а потому не может быть внешнего, и ландшафт просто меняет свой характер.

 
Бесцветность как яркая черта
У Planibel Crystalvision полностью отсутствует какой-либо оттенок: голубой, желтый или зеленый. Это качество делает стекло Planibel Crystalvision мечтой перфекциониста в интерьере, покоряя своей нейтральностью и точной цветопередачей.

Из-за отсутствия посторонних оттенков стекла Planibel Crystalvision при окрашивании или печати на нем получаются максимально чистые цвета.

Стекло с похожей характеристикой использовано на фасадах миланского небоскреба Torre Allianz. Благодаря просветленному стеклу с мультифункциональным покрытием плоская башня Арата Исодзаки стала совершенным зеркалом для неба, но при этом не пропускает внутрь себя большую часть тепловых лучей.

Фасады Torre Allianz состоят из трехслойного остекления. Здание высотой более 200 метров выглядит сложенным из одинаковых блоков с изогнутой вуалью моллированных стекол. В боковом ракурсе дуги «парусов» растут и уменьшаются в предельно четком ритме, а поскольку верхняя часть башни по форме и размерам не отличается от нижней, то кажется, что их движение не закончилось, а лишь остановилось.

На такой образ небоскреба Исодзаки вдохновила «Бесконечная колонна» Константина Бранкузи в Тыргу-Жиу. Впрочем, ее материал, чугун – полный антипод стекла. История же, которую рассказывает Torre Allianz, про прозрачность. Даже торцы здания, которым, на первый взгляд, суждено было оставаться глухими, разрезают в итоге желоба шахт панорамных лифтов. Подъем в них, благодаря свойствам стекла AGC, создает иллюзию парения в воздухе.

Свет без границ
Российские специалисты совместно с экспертами R&D центра AGC Glass Europe (Бельгия) провели серию испытаний для разработки специальной рецептуры стекла. Благодаря оптимальному соотношению материалов удалось достичь более высокого уровня светопропускания, значение которого достигло показателя 91.

Подобное стекло компании AGC было использовано в фуникулерах, которые поднимают пассажиров из итальянского Курмайера на Монблан. Помимо естественного света, дополнительного светового оборудования в них нет, поэтому проектировщикам, бюро Studio Progetti Cillara Rossi, было важно найти стекло с максимальным уровнем светопропускания.

Его же применили и для посадочных павильонов, в которых обыкновенно толпятся желающие попасть на главную вершину Европы. Путешествие начинается с его ожидания, а вид на Монблан давно перестал быть только видом на гору и стал почти легендарным, поэтому и стекло для фасадов отбирали с особой тщательностью.

Высокий уровень светопропускания делает Planibel Crystalvision хорошей базой для стеклопакетов. К тому же стекло сохраняет свою нейтральность при использовании с мультифункциональными покрытиями.
 
Чистый белый
Planibel Crystalvision можно обрабатывать почти любым способом: шлифовать, полировать, сверлить и делать в нем пазы. Такой же «покладистый характер» имеет и другая разновидность стекла компании AGC, которую использовали при строительстве стадиона «Арена Коринтианс» в Сан-Паулу. В здании, спроектированном Анибалом Коунтиньо к Чемпионату мира по футболу-2014, стекло используется не только в планарных фасадах, но для балюстрад и вип-лож.

После Чемпионата стадион должен был служить домашней ареной для футбольного клуба «Коринтианс». Цвета этой команды – белый и черный. Архитекторам было важно найти такое стекло, которое после окрашивания становилось бы белоснежным, без примесей других оттенков. Это еще одна причина, по которой выбор сделали в пользу продукции AGC.
«Арены Коринтианс». Фото: Legionarius via Wikimedia Commons. Фото находится в общем доступе
«Арены Коринтианс». Фото: Legionarius via Wikimedia Commons. Фото находится в общем доступе

В итоге для «Арены Коринтианс» были использованы 72 000 м² стекла весом 1 500 тонн.

Производство нового просветленного стекла Planibel Crystalvision в России в значительной степени страхует продукт от резких перепадов цен, уменьшая его зависимость от колебаний курсов валют.

Расположение завода AGC в Клину, на границе Московской и Тверской областей, облегчает логистику и сокращает сроки доставки просветленного стекла Planibel Crystalvision как в Москву, так и в Петербург, а из них – в регионы.