Ян Гейл ответил на вопросы Архи.ру в связи с выходом на русском языке книги «Как изучать городскую жизнь», написанную им в соавторстве с Биргитт Сварре.
Ян ГейлФото © Ashley Bristowe
Книга Яна Гейла и Биргитт Сварре «Как изучать городскую жизнь» переведена на русский язык Концерном «КРОСТ» по заказу Правительства Москвы и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
– Ваш исследовательский подход – очень практический, он часто основан на прямом наблюдении за поведением горожан. Но XXI век в каком-то смысле помешан на «больших данных», статистических данных использования мобильных устройств и социальных сетей и т.д. Насколько они полезны для изучения жизни в общественных пространствах по сравнению с «классическими» методами?
– Новые средства, конечно, могут использоваться, чтобы узнать больше про поведение людей, но они не могут заменить знания, получаемые путем прямого наблюдения за горожанами на улицах и площадях. Когда мы наблюдаем, как люди взаимодействуют с застроенной средой, мы получаем нюансированную информацию, которую не извлечь из «сырых» данных, которые могут быть достаточно абстрактными.
Объем данных в ближайшие годы будет только расти, и все сложней станет понимание этих данных, получение ответов на вопросы о городе «на уровне глаз»: кто здесь находится, кого здесь нет, что они делают, а что – нет? Чувствуете ли вы себя здесь в безопасности, прошли бы вы здесь, если бы были со своей племянницей или бабушкой? Важно пытаться понять, как мы используем город, и получить больше знаний о нем. В сфере исследований публичной жизни надо еще многое сделать, и, чтобы получить информацию о качественных аспектах городской жизни, нам нужно выходить на улицу и изучать, как люди уже сейчас используют свой город.
Книга Книга Яна Гейла и Биргитт Сварре «Как изучать городскую жизнь». Фото с сайта www.krost.ru
– В вашей книге вы перечислили видных исследователей публичной жизни и городского пространства XIX–XXI веков. Повлиял ли на вас кто-либо из них, и если да – то как?
– Я хотел бы выделить Джейн Джекобс. Она написала «Смерть и жизнь американских городов» в 1961, а в 1971 я опубликовал свою первую книгу, «Жизнь среди зданий». В тот момент эти идеи большинство истеблишмента игнорировало, но с тех пор очень многие посвятили себя созданию городов для людей, и Джекобс стала источником вдохновения для немалой их части. Сегодня эта сфера привлекает гораздо больше внимания – и по правильным причинам: чтобы делать города более удобными для жизни, безопасными, «устойчивыми», здоровыми. Города, которые активно работают над тем, чтобы стать «городами для людей», также успешно превратились в [глобально] привлекательные города, и потому еще один вдохновляющий пример – Роб Адамс, директор городского проектирования в Мельбурне. Он был движущей силой в процессе трансформации центра Мельбурна из непривлекательного в привлекательный, удобный для жизни, где люди хотят жить, работать и развлекаться. Это доказывает важность сильного замысла, а также то, что убежденные люди могут сделать очень многое.
– Насколько взаимосвязаны общественное пространство и публичная жизнь? Может ли «низкокачественное» общественное пространство быть очень оживленным благодаря расположению на популярных пешеходных маршрутах, или хорошо спроектированное пространство – пустынным из-за не слишком популярного местоположения?
– Вы можете обнаружить немало оживленных улиц вокруг станций метро, к примеру – как в той же Москве. Это необязательно значит, что эти улицы – высокого качества. Недавно мы наблюдали трансформацию площади Маяковского у одноименной станции: теперь она – не только для необходимых горожанам занятий, это также место отдыха, даже игры – качания на качелях. Это может создать новую атмосферу. Лучшие общественные пространства приглашают горожанина остаться, поэтому там больше людей, проводящих там время, а не просто проходящих через них.
– Москва отличается от крупнейших городов мира из-за своего сурового холодного климата, при этом она отличается и от других северных городов своим намного большим размером. Но сильно ли отличается публичная жизнь москвичей от других городов, которые вы исследовали, и если да, то как именно? Есть ли город среди изученных вами, который мог бы стать образцом для московских перемен?
– Москва – двухсезонный город, как Алма-Ата, Стокгольм, Копенгаген и Осло, которые мы также изучали. Конечно, важно учитывать особенности климата, чтобы создавать лучшие возможности для пешей ходьбы, езды на велосипеде, пребывания на одном месте.
У Москвы – прекрасное архитектурное и культурное наследие, и значительным шагом вперед с целью сделать его заметнее стало решение убрать рекламные биллборды с Тверской – чтобы можно было видеть Кремль вдалеке и исторические здания вокруг. А также – чтобы сделать из этой улицы променад, достойный московского наследия.
|