Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.04.2017

В Музее архитектуры открыли флигель «Руина», обновленный по проекту бюро «Рождественка»

Елена Петухова
Объект:
Флигель-Руина Музея архитектуры: реконструкция
Адрес:
Россия, Москва. Воздвиженка, 5/25
Мастерская:
АБ Рождественка

Интерьер реконструированного второго этажа Флигеля «Руина». Фотография © Елена Петухова
Интерьер реконструированного второго этажа Флигеля «Руина». Фотография © Елена Петухова

Официальная церемония открытия флигеля «Руина» после реставрации и приспособления, продолжавшихся больше года, состоялась 21 апреля, в пятницу. На открытии присутствовала автор проекта, на днях отмеченного грамотой номинанта премии «Золотое сечение», глава бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева. А также новый директор музея Елизавета Лихачева и его прежний директор Ирина Коробьина, которой полтора года назад удалось добиться от Минкультуры финансирования реконструкции флигеля, а также, что немаловажно, привлечь дополнительные ресурсы и партнеров, оказавших помощь с материалами и оборудованием для нового выставочного пространства. Присутствующим также представили новый выпуск Tatlin Plan #26, посвященный флигелю «Руина».
Интерьер реконструированного первого этажа Флигеля «Руина». Фотография © Елена Петухова
Интерьер реконструированного первого этажа Флигеля «Руина». Фотография © Елена Петухова

Архитекторы бюро «Рождественка» заменили кровлю и стропила под ней, превратили советские окна верхнего яруса в своеобразные экспозиционные короба, открыли для выставок галерею третьего яруса с видом на старые деревянные балки. Основным сюжетом всей работы с флигелем стало сохранение и консервация максимума подлинных элементов, равно как и ауры «Руины», прочно закрепившейся за зданием с тех пор, как в начале 2000-х директор музея архитектуры Давид Саркисян начал использовать его для «холодных» выставок. Образность основного выставочного пространства – на втором этаже – сохранили прежней: дорожки для посетителей по-прежнему выстроены между открытыми кирпичными сводами нижнего яруса, позволяя рассматривать эти своды как один из постоянных и самых увлекательных экспонатов выставочного пространства. Такие же дорожки появились внизу, где теперь приспособлены для выставок сводчатые залы первого этажа. Все элементы выставочного пространства, как утверждают авторы проекта, отделены от подлинного здания и могут быть демонтированы при необходимости.

Везде, где это было возможно, Наринэ Тютчева сохранила фрагменты открытой кладки и наслоения краски на стенах – словом, «Руина» осталась «Руиной», но получила теплый контур. Многие уже признали обновление «Руины» образцовым проектом реставрации-консервации, сопоставимым с проектом обновления нижегородского Арсенала по проекту Евгения Асса.
Вид с антресолей на второй этаж Флигеля «Руина». Фотография © Елена Петухова
Вид с антресолей на второй этаж Флигеля «Руина». Фотография © Елена Петухова

Кроме того, на втором этаже в «Руине» остался законсервированный кабинет Давида Саркисяна, чей статус как особой мемориальной достопримечательности был заявлен вскоре после смерти директора музея – на венецианской выставке 2010 года, где Юрий Григорян показывал копию кабинета, сделанную с помощью трехмерного сканера. Теперь подлинный, перенесенный из административной части кабинет вновь доступен для осмотра в пространстве «Руины», как и до обновления.
***

Напомним, что каретный сарай усадьбы Талызиных был надстроен двумя этажами в конце XIX века – начале XX века. В советское время в здании располагался Институт теории и истории архитектуры – ЦНИИТиА (впоследствии – НИИТАГ – НИИТИАГ). В конце 1990-х флигель освободили и подготовили для ремонта, но затем он пострадал от пожара и пришел в запустение. С начала 2000-х, при Давиде Саркисяне во флигеле начали устраивать выставки; там же поселилось бюро Александра Бродского – некоторое время в нем даже проходили выставки-наблюдения за «живой» работой мастерской под названием Brodsky live. Флигель «Руина» более 10 лет функционировал в качестве популярного и крайне атмосферного выставочного пространства, наполненного особым шармом и энергетикой, которые придавали драматичность даже нейтральным по замыслу выставкам (подробнее историю см. в рассказе Марины Хрусталевой). Перспектива проведения полноценных консервации и приспособления обсуждалась много лет. В 2013 году музей провел закрытый конкурс, по итогам которого был выбран ныне реализованный проект бюро «Рождественка».