Свежие книги издательств Strelka Press, НЛО, ТАТЛИН, монографии о Ч.Р. Макинтоше и японском жилище последних 70 лет, две книги о деревянной архитектуре и одна – о передвижной.
Для Питера Айзенмана, одного из виднейших архитекторов и теоретиков нашего времени, «в контексте этой книги термин каноническое заключает в себе потенциально еретическую и трансгрессивную природу способов «пристального чтения» архитектуры.» Для такого оригинального рассмотрения он отобрал 10 построек второй половины XX века, причем и они, и их авторы различаются по идеологии, уровню известности, «бэкграунду».
Книга посвящена политике градостроительства – и жилищного строительства – в первое десятилетие после Октябрьской революции, в том числе – ситуации, при которой для абсолютного большинства населения строились бараки, поделенные на коммуналки. Эта реальность, резко отличающаяся и от так популярного в начале XX века принципа города-сада, и от идей архитекторов домов-коммун, представляется автору следствием подхода к жилищу как к «инструменту управления людьми… рычагу установления репрессивного социального и политического порядка.»
Эта книга – одна из редких отечественных публикаций, посвященных великому архитектору модерна Чарльзу Ренни Макинтошу и сложившейся вокруг него «школе Глазго». Так называемый стиль Глазго, характерный для работ Макинтоша и его круга, оказал влияние на многих мастеров эпохи, в том числе и в России.
Книга из серии Archive посвящена памятнику конструктивизма, находящемуся в «зоне риска» – Свердловской ТЭЦ. Это сооружение архитекторов Уралмашиностроя Иосифа Робачевского и Моисея Рейшера связано с историей и завода, и всего города – от первых пятилеток через годы войны до наших дней, когда она по-прежнему играет важную роль в обеспечении Екатеринбурга теплом и электроэнергией.
Работы Габриэля Гуэврекяна (Геврекяна), прежде всего, два осуществленных им в межвоенный период сада – на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже и на вилле Ноай – рассматриваются в широком контексте культуры этого периода, причем учитывается и окружение мастера, и его собственное влияние на архитектуру, в первую очередь – новаторское использование достижений современного Гуэврекяну искусства в ландшафтном дизайне.
Внушительный том (более 800 страниц!) показывает последние 27 лет архитектуры в странах Евросоюза сквозь призму Премии Мис ван дер Роэ. Однако это не типичный «архитектурный атлас» с краткими описаниями зданий, рассортированными по странам и континентам. Авторы представили анализ 2881 номинировавшихся на главную архитектурную награду ЕС проектов с помощью разнообразной инфографики, представляющей их типографическую, типологическую, географическую и другие аспекты. Кроме того, в книге описаны все проекты «длинных списков» премии; о тех из них, которые затем попали в финал или получили гран-при, естественно, рассказывается подробнее всего.
В издании собраны разнообразные примеры «движущейся» архитектуры – самодвижущейся, переносной или же просто пригодной к перемещению – на колесах, полозьях или по воде. Речь идет о домах-баржах, -домах-трейлерах, убежищах для лишившихся крова в результате катастроф, «постройках», которые можно носить, как одежду, разнообразных футуристических «упражнениях на тему».
Книга, одним из авторов которой выступил заметный специалист в области многоэтажного деревянного строительства Майкл Грин, посвящена этой активно развивающейся сфере архитектурной практики. В издании собраны 13 примеров таких сооружений высотой до 20 этажей – от Скандинавии до Австралии, включая родину Грина Канаду – которые демонстрируют разнообразие технологических и формальных приемов, а также широкие возможности таких проектов.
«Дерево» продолжает серию «материальных» книг архитектора Уильяма Холла – вышедших в том же издательстве «Кирпича» и «Бетона». В новом издании собраны 170 деревянных зданий, построенных за последнюю 1000 лет – с понятным упором на постройки современной эпохи, от хижины Ле Корбюзье до работ Ренцо Пьяно, Петера Цумтора и Тадао Андо, однако там же можно найти и традиционные японские, и древнерусские постройки.
Каталог выставки, сначала показанной в римском музее MAXXI, а до 25 июня 2017 демонстрируемой в галерее лондонского «Барбикана» – подробный рассказ о порой невероятных по своей смелости экспериментах, которые отличают японскую жилую архитектуру последних 70 лет. Сочетание традиций и новаций, природного и искусственного, древнего и высокотехнологичного создает неожиданную гармонию между человеком, зданием и окружением.