По следам завершившейся миланской Недели дизайна: рассказываем об одной из ее главных площадок, районе Тортона, где историческая промзона стала инкубатором для индустрии моды и дизайна.
Милан, город, который до конца 70-х годов прошлого века был символом итальянской промышленности, сумел адаптировать свою экономику к современным тенденциям без существенных кризисных моментов. Меняясь подобно североевропейским индустриальным центрам, Милан успешнее, чем другие итальянские города, динамично реагирует на новые вызовы процесса глобализации. В результате экономических, социальных и культурных перемен, мегаполис за последние тридцать лет превратился из промышленного центра в город культуры, искусства, моды и дизайна.
Незадолго до начала нового тысячелетия в Милане была введена система «город-архипелаг», которая упрощает реконструкцию отдельных районов, гибка и может адаптироваться к требованиям текущего момента. Эти планы перемен и недавно приобретенная самостоятельность частных инвесторов привели к тому, что различные международные корпорации, банки и страховые компании стали самыми важными действующими лицами при трансформации города. Крупные проекты, финансируемые из частных средств (Бикока, Порта-Нуова, CityLife, Портелло, Санта-Джулия) произвели эффект домино по всему Милану, где возникли здания, занявшие видное место в мировой архитектурной практике.
Тортона. Фото © Milica Alempic
Наряду с крупными проектами городских преобразований, используется менее агрессивный метод соединения местных и глобальных тенденций, связанный с актуальной темой повторного использования индустриального наследия. Примеры этой новой формы реконструкции – районы Вентура, Изола и, главное, Тортона. Огромные фабричные и складские помещения с их «машинным» шармом стали магнитом для творческих людей – художников, стилистов, дизайнеров и архитекторов. «Соборы» индустриальной эпохи бесспорного эстетического качества получают сначала временные, а затем и постоянные новые функции. Заброшенный завод становится лабораторией, выставочным залом, новым пространством для творчества. Спонтанность развития Тортоны ставит ее в один ряд с районами Сохо в Лондоне или Челси в Нью-Йорке, где идентичность территории определяет именно ее незапланированное и неоднородное развитие.
Тортона. Фото © Milica Alempic
Тортона. Местные лавки. Фото © Milica Alempic
Тортона находится на юге миланского центра, в непосредственной близости от самого старого из работающих сейчас вокзалов Порта-Дженова, в прошлом – генератора развития этой территории. С закрытием и выводом из Тортоны предприятий она стала одним из самых ярких зон ревитализации как в Милане, так и в мире; вокзал при этом послужил физическим барьером, отделяющим район от остального мегаполиса, позволяя ему развивать собственную идентичность. Историческая городская ткань Тортоны – это не только промышленные объекты и жилье для рабочих, но и связанные с ними традиции ремесел и коммерческой деятельности местного масштаба. Новая творческая индустрия вполне допускает их присутствие. Сосуществование городских функций из разных периодов, как и контраст – не только формальный, но и функциональный – создают особый характер Тортоны. В результате всех изменений не редкость встретить одновременно в местном кафе художников, моделей, автомехаников и бизнесменов.
Тортона. Местный любительский театр. Фото © Milica Alempic
Тортона. Фото © Milica Alempic
Тортона. Фото © Milica Alempic
Инициаторами преобразования заброшенных промышленных сооружений в Тортоне были журналы мод и всемирно признанные фотографы моды Флавио Луккини и Фабрицио Ферри. Закрытый завод General Electric превратился в первую фотостудию. Superstudio, как его назвали, расширял свои площади и функциональную программу и на сегодняшний день занимает весь квартал и из фотостудии стал «гибридной единицей», где расположены студии графики, сценографии, производства, школы фотографов, стилистов, дизайнеров и режиссеров, модельные агентства. Разнородную природу сегодняшнего Superstudio определяли различные архитекторы, а окончательную форму ему придал Антонио Читтерио. Проект реконструкции не затронул оригинальный характер здания. Исторические стальные конструкции, фонари, серые бетонные полы – основа, которая дополнена новейшими технологическими решениями.
Superstudio. Фото © Milica Alempic
Superstudio. Фото © Milica Alempic
Superstudio. Фото © Milica Alempic
Superstudio. Фото © Milica Alempic
Superstudio. Фото © Milica Alempic
То, что мода была одной из движущих сил трансформации Тортоны, подтверждается расположением там штаб-квартиры одного из известнейших модельеров – Джорджо Армани. Понимая потенциал района, он устроил в бывшей фабрике Nestlè пространство для выставок, административные и складские помещения, тем самым создав на улице Бергоньоне «оазис Армани». Проект Театра Армани, предназначенного для дефиле, модельер доверил Тадао Андо, обогатив Тортону еще одним громким именем. Затем, к Экспо-2015 был завершен комплекс Armani Silos, отметивший 40-летие основания Giorgio Armani S.P.A.: следуя логике предшествующих проектов, внешний вид бункера сохранили, изменив только его внутреннюю структуру.
Штаб-квартира Armani. Фото © Milica Alempic
Театр Армани по проекту Тадао Андо. Фото © Milica Alempic
Armani Silos. Фото © Milica Alempic
Armani Silos. Фото © Milica Alempic
Armani Silos. Фото © Milica Alempic
Armani Silos. Фото © Milica Alempic
Творческим центром всей Тортоны можно считать бывшую фабрику Ansaldo. Под названием «Город культуры» этот комплекс стал в 1999 предметом международного конкурса с целью создания нового музейного квартала – по образцу Берлина и других европейских городов. По проекту Дэвида Чипперфильда фабрика сохранила свою структуру, и было построено два новых здания – Музей культур (MUDEC) и Музей театра кукол; весь ансамбль объединен новыми горизонтальными и вертикальными связями. Путем сохранения существующих объектов и внедрения новых архитектурных форм и материалов Чипперфильд обрисовывает характер Тортоны как контраст современности и истории.
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Музей культур Дэвида Чипперфильда. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Музей культур Дэвида Чипперфильда. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Музей культур Дэвида Чипперфильда. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Музей культур Дэвида Чипперфильда. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Музей культур Дэвида Чипперфильда. Фото © Milica Alempic
Сам Музей культур продолжает ту же логику, от «Агоры», центрального монументального пространства свободной геометрии – к непрозрачными, регулярными выставочными залами. Огромный комплекс ex Ansaldo позволил разместить в своих цехах, помимо прочего, лаборатории и мастерские театра Ла-Скала и инновационный проект Base: более 2000 м2, посвященных культуре и творчеству, где в одно и то же время учатся, работают и развлекаются.
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшей фабрики Ansaldo. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшего почтового отделения, реконструированный по проекту Марио Кучинеллы, контрастирует своими современными формами с промышленным окружением. Развитие Тортоны способствует появлению современных жилых проектов, к примеру, Tortona 37 бюро Маттео Туна (кроме квартир там есть и офисы) предлагает новый стандарт жилья. Существующий «микс» функций дополняется расположенными там же школой дизайна Domus Academy, Фондом Арнальдо Помодоро, фабриками Giardini и Tod's, Школой комиксов, Свободным театром... В непосредственной близости от основных центров активности молодые художники и профессионалы творческого профиля осваивают опустевшие промышленные сооружения, создавая там собственные студии и давая тому или иному заброшенному двору определенную тему. В дни Салона мебели или Недели моды в соответствии с уже сложившейся практикой творческие люди организуют в Тортоне свои выставки и мероприятия параллельной программы. Причем еще не реконструированные объекты иногда представляют больший интерес, чем обновленные, создавая контрастную «декорацию» из промышленного прошлого и современных дизайна и моды.
Комплекс бывшего почтового отделения. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшего почтового отделения. Фото © Milica Alempic
Комплекс бывшего почтового отделения. Фото © Milica Alempic
Индивидуальный подход к индустриальному наследию порой приводит в Милане к его сносу и новому строительству (Портелло, Порта-Нуова, Бикока), когда все следы прошлого удаляются в соответствии с требованиями глобализованного общества. В других случаях реконструированные промышленные сооружения превращаются в учреждения культуры (Fondazione Prada, HangarBicocca, Frigoriferi Milanesi, Fabbrica del Vapore) или жилье. Тортона отличается от всего остального, потому что это полностью автохтонный образец виртуозной трансформации городского масштаба, где сохранилась гармония со индустриальным прошлым. Успешная ревитализация Тортоны способствует подобным переменам в других районах, например, в Ламбрате и Изоле, переживающих сейчас процесс трансформации.Дворы района Тортона. Фото © Milica Alempic
Дворы района Тортона. Фото © Milica Alempic
Дворы района Тортона. Фото © Milica Alempic
Дворы района Тортона. Фото © Milica Alempic
|