Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.03.2017

Энергичные линии

Нина Фролова

На прошлой неделе исполнилось 130 лет со дня рождения Эриха Мендельсона – выдающегося немецкого архитектора-экспрессиониста. Его ключевая постройка – силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в Петербурге – в этот юбилейный год оказалась в опасности как никогда прежде.

Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Фото: Sav-1667 via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Фото: Sav-1667 via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Эрих Мендельсон, важная фигура современной архитектуры, внес свой вклад в межвоенную архитектуру Германии и зарождавшийся английский модернизм; также он успел немало построить в Палестине и США. Работы зарубежных мастеров такого уровня на территории бывшего СССР – редкость для XX века, поэтому особую важность – и трагичность – приобретает ситуация с подстанцией текстильной фабрики «Красное знамя» (2-я половина 1920-х годов), которая продолжает разрушаться на фоне энергично «осваиваемой» территории предприятия. Подробнее о ситуации можно узнать в материале Павла Герасименко.
Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в Ленинграде (Санкт-Петербурге) © Alex Florstein Fedorov, Wikimedia Commons
Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в Ленинграде (Санкт-Петербурге) © Alex Florstein Fedorov, Wikimedia Commons
Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Фото: Екатерина Борисова via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Фото: Екатерина Борисова via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn) родился 21 марта 1887 в Восточной Пруссии, ныне его родина – это польский город Ольштын. После недолгой учебы на экономическом факультете, он получил архитектурное образование в Берлине, а также в Мюнхене, где познакомился с художниками экспрессионистского объединения «Синий всадник». В Первую мировую войну служил инженером, и на фронте создал серию визионерских рисунков: обтекаемые динамичные формы этих заводов, вокзалов и элеваторов выявляли границы возможностей железобетона. На основе этих штудий, точнее, рисунков воображаемой обсерватории (1917) появился самый знаменитый проект Мендельсона – здание астрономической обсерватории и астрофизической лаборатории «Башня Эйнштейна» в Потсдаме (1920–1924), в котором скульптурные обтекаемые формы сочетаются с функциональностью планировки.
«Башня Эйнштейна» в Потсдаме. Фото: Astrophysikalisches Institut Potsdam via Wikimedia Commons
«Башня Эйнштейна» в Потсдаме. Фото: Astrophysikalisches Institut Potsdam via Wikimedia Commons
Шляпная фабрика Friedrich Steinberg, Herrmann & Co. в Луккенвальде. Фото: Doris Antony, Berlin via Wikimedia Commons. Лицензии GFDL и CC-BY-SA-2.5
Шляпная фабрика Friedrich Steinberg, Herrmann & Co. в Луккенвальде. Фото: Doris Antony, Berlin via Wikimedia Commons. Лицензии GFDL и CC-BY-SA-2.5
Шляпная фабрика Friedrich Steinberg, Herrmann & Co. в Лукенвальде. Фото: 	Lumu via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Germany
Шляпная фабрика Friedrich Steinberg, Herrmann & Co. в Лукенвальде. Фото: Lumu via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Germany

Совместная работа с Рихардом Нойтрой, шляпная фабрика в Луккенвальде (1921–1923) демонстрирует другой извод экспрессионизма: «угловатого», с применением кирпича (хотя железобетон все же играет там главную роль). Более сдержанны, но не менее эффектны крупные постройки Мендельсона – очерченные энергичными горизонтальными линиями корпус издательства Моссе (1921–1923) и многофункциональный комплекс WOGA с кинотеатром «Универзум» (1927–1931) в Берлине, универмаг Шоккена в Хемнице (1928–1929) и многие другие. К этому ряду относится и силовая станция фабрики «Красное знамя».
Универмаг «Петерсдорфф» в Бреслау (Вроцлаве). Фото: 	Volens nolens kraplak via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike Attribution-Share Alike 4.0 International
Универмаг «Петерсдорфф» в Бреслау (Вроцлаве). Фото: Volens nolens kraplak via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike Attribution-Share Alike 4.0 International
Здание Немецкого союза рабочих-металлистов (IG-Metall-Haus) в Берлине. Фото: 		Gunnar Klack via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Здание Немецкого союза рабочих-металлистов (IG-Metall-Haus) в Берлине. Фото: Gunnar Klack via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Универмаг Шоккена в Хемнице. Фото: 	Jörg Zägel via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Универмаг Шоккена в Хемнице. Фото: Jörg Zägel via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Здание издательства Моссе (Mosse-Haus) в Берлине. Фото: 	Jörg Zägel via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Здание издательства Моссе (Mosse-Haus) в Берлине. Фото: Jörg Zägel via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

В 1933, после прихода к власти нацистов, Эрих Мендельсон через Нидерланды отправился в Великобританию, где совместно с Сержем Чермаевым спроектировал несколько частных домов и образец курортной архитектуры – павильон «De La Warr» в Бексхилл-он-Си (1934–35) на берегу моря,
Павильон «De La Warr» в Бексхилл-он-Си. Фото: 	Kentem/Blackwave via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
Павильон «De La Warr» в Бексхилл-он-Си. Фото: Kentem/Blackwave via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
Павильон «De La Warr» в Бексхилл-он-Си. Фото: Esther Westerveld via flickr.com. Лицензия Creative Commons   Attribution 2.0 Generic
Павильон «De La Warr» в Бексхилл-он-Си. Фото: Esther Westerveld via flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic
Павильон «De La Warr» в Бексхилл-он-Си. Фото: John Lord via flickr.com. Лицензия Creative Commons   Attribution 2.0 Generic
Павильон «De La Warr» в Бексхилл-он-Си. Фото: John Lord via flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic

С 1935 Мендельсон жил и работал в Палестине, где реализовал многие проекты, в том числе крупные – к примеру, больницы в Хайфе (1938) и Англо-Палестинского банка в Иерусалиме (в наши дни – Национального банка Израиля, 1938–39), учитывающие природный и культурный контекст региона. В 1941 архитектор переехал в США, где проектировал и строил больницы, синагоги, частные дома, преподавал в Калифорнийском университете в Беркли. Скончался он в Сан-Франциско в 1953 году.
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора
Корпус института естественных наук имени Вейцмана в Реховоте. Фото: Tamar Hayardeni via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution 3.0 Unported
Корпус института естественных наук имени Вейцмана в Реховоте. Фото: Tamar Hayardeni via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution 3.0 Unported