Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.03.2017

Дело об интеллектуальной собственности: архитектор обвинил власти Дубая в присвоении своего проекта

Алина Измайлова

В дубайском парке Забиль идёт строительство необычного по своей форме небоскрёба Dubai Frame. Две параллельные башни высотой 150 м, соединённые смотровой площадкой, напоминают рамку или футбольные ворота. Власти города надеются до конца года подвести высотку под крышу, несмотря на судебные тяжбы, которые сопровождают проект с момента его появления.
 


 

Мексиканский архитектор Фернандо Донис (один из проектировщиков штаб-квартиры CCTV в Пекине) обвинил муниципальные власти Дубая в нарушении авторских прав. В декабре прошлого года он подал на них иск в Федеральный суд США. Восемь лет назад Донис выиграл международный конкурс на проект здания, которому предстояло стать символом Дубая. Организатором конкурса тогда стал немецкий промышленный гигант ThyssenKrupp Elevator. В 2013 году началось строительство башни Dubai Frame – без всякого участия автора, но по его эскизам.
Dubai Frame, проект Фернандо Дониса. Изображение предоставлено компанией  ThyssenKrupp Elevator
Dubai Frame, проект Фернандо Дониса. Изображение предоставлено компанией ThyssenKrupp Elevator
Фернандо Донис. Автор: Susanabasurto. Лицензия: CC BY-SA 4.0
Фернандо Донис. Автор: Susanabasurto. Лицензия: CC BY-SA 4.0

Переговоры по поводу проекта начались сразу после завершения конкурса, в 2009 году. Муниципалитет настаивал на том, что Фернандо Донис может выступить в качестве консультанта, не более, поскольку у него нет специальных разрешений, чтобы вести работу на территории ОАЭ. А в 2011 архитектор получил от дубайского Департамента городского планирования в лице Рокси Бинно письмо о том, что Донис может распоряжаться лишь черновым вариантом своего проекта, и муниципалитет имеет право приступить к реализации без подписания договора. На письма и звонки архитектора Рокси Бинно не откликнулся. Донис утверждает, что департамент полностью не прав: по правилам конкурса именно автор проекта обладает правом собственности на идею, а заказчик может воспользоваться его замыслом только после подписания контракта.

Донис обратился за поддержкой к организатору конкурса ThyssenKrupp Elevator, однако концерн ответил, что ничем не может помочь. «Мы не играем никакой роли в принятии решения о заключении контракта», – пояснил представитель немецкой компании. Мексиканский архитектор привлёк ThyssenKrupp Elevator в качестве соответчика.

В настоящее время интересы архитектора представляет базирующаяся в Нью-Йорке юридическая фирма Klaris Law. Юристы считают, что действия дубайских властей – это грубое нарушение международных юридических норм. «Проект Дониса зарегистрирован в Бюро авторского права США и защищается международным авторским правом», – утверждает Алексия Бедат из Klaris Law. Сторону архитектора поддерживает и Международный союз архитекторов, куда тот написал прошение. ​За всё время Фернандо Донису не удалось добиться заключения контракта или выплаты денежной компенсации за использование идеи. На запрос о компенсации правительство Дубая отмахнулось, мол, архитектор уже получил призовые $100 000.

История с Dubai Frame является, на самом деле, «общим местом» для Дубая, если говорить в целом о строительном секторе. Иностранцы, так или иначе включённые в архитектурно-строительную сферу крупнейшего города ОАЭ, жалуются, что здесь близость к власти, к правящей династии Аль Мактум, зачастую берёт верх над непреложностью закона.

Например, в 2009 году инвесторы из США, Британии, России и других стран заявили, что стали жертвой обмана со стороны застройщика Al Fajer Properties. Немаловажно, что основатель компании приходится шурином правящему эмиру. По словам инвесторов, девелопер использовал фальшивые фотографии, на которых были запечатлены якобы построенные до шестого этажа дома, хотя на самом деле работы находились на стадии котлована. Благодаря поддельным изображениям Al Fajer Properties удалось заработать $140 млн. Компания отрицала свою вину, утверждая, что ответственность лежит на местном агенте по продажам.

От неправомерных действий дубайских девелоперов пострадали также инвесторы рукотворного архипелага Пальма Джебель-Али (часть знаменитой группы Пальмовые острова). Компания Nakheel (основана бывшим советником правящей семьи; ныне имеет статус государственной) планировала разместить на островах дома, аквапарк и шесть морских причалов. Намывать территорию начали в 2002 году, но в 2008 из-за кризиса упали цены на недвижимость, и работы было решено приостановить. Строительная компания решила не возвращать ссуженные деньги, а подержать их в банке, пока накопленные проценты не достигнут половины стоимости нереализованной недвижимости. В своё оправдание девелопер говорит, что в 2011 году начал возмещать убытки. Инвесторы утверждают, что объём компенсаций – далеко не полный.
Архипелаг Пальма Джебель-Али, снимок со спутника. Фотография находится в публичном доступе
Архипелаг Пальма Джебель-Али, снимок со спутника. Фотография находится в публичном доступе
Пальмовые острова и архипелаги «Мир» и «Вселенная», проектный обзорный вид. Автор: Tobias Karlhuber. Изображение находится в публичном доступе
Пальмовые острова и архипелаги «Мир» и «Вселенная», проектный обзорный вид. Автор: Tobias Karlhuber. Изображение находится в публичном доступе

Порочная система не обходит стороной и тех, кто трудится непосредственно на стройплощадке. Среди рабочих значатся в основном мигранты из беднейших стран мира: Непала, Индии, Пакистана, Бангладеша, Филиппин. Они становятся жертвами «серых» рекрутёров, которые забирают у строителей паспорт в качестве залога. В результате последние не могут ни сменить работу, ни даже вернуться домой.

«Несмотря на то, что правитель Эмиратов убеждён в необходимости соблюдения юридических прав – хотя бы для привлечения иностранные инвестиций», – рассказывает политолог из Даремского университета и специалист по ОАЭ Кристофер М. Дэвидсон, – на практике всем распоряжаются управленцы, которые халтурят, дают работу друзьям и родственникам, берут взятки».