Новые книги об архитектуре от международных издательств: монографии о бюро MAD и WOHA, «биография» Центра Помпиду, исследование о женщинах-архитекторах соцлагеря, история психологических экспериментов над Эро Саариненом и Луисом Каном и пара головоломок.
Книга сингапурского бюро WOHA, известного своими многоэтажными зданиями с вертикальным озеленением и естественной вентиляцией, написанная в соавторстве с архитектурным фотографом и публицистом Патриком Бингем-Холлом, посвящена проблемам мегаполисов, и путям их решения. Мега-города – в первую очередь, азиатские, где и работает WOHA – могут быть спасены от коллапса (вызванного перенаселенностью, нищетой, загрязнением среды) с помощью серии решений, которые архитекторы объединяют вроде бы устаревшим термином «город-сад». Так как большинство мегаполисов планеты находятся на «глобальном Юге», большинству из них подходит эта разработанная на материале Юго-Восточной Азии программа действий, включающая не только схему эффективного использования ресурсов, но и практические меры по достижению «социальной устойчивости».
Первая полноценная монография о ведущем китайском бюро во главе с Ма Янсуном, активно работающем не только на родине, но и в Европе и Америке. Авангардные идеи мастерской показаны на примере ее построек (достаточно вспомнить удивительный театр в Харбине), а также опытов в сфере визуального искусства, иследований, выставочных проектов.
К 40-летию парижского Центра Помпиду вышла эта «интеллектуальная биография» одной из известнейших построек XX века. Книга авторства итальянского историка архитектуры, куратора венецианской биеннале Франческо Даль Ко посвящена истории этого сооружения Ренцо Пьяно, Ричарда Роджерса и инженеров бюро Ове Арупа. Задуманный политиками как ответ на студенческие волнения 1968 года, этот объект радикальной архитектуры в историческом центре Парижа быстро приобрел широкую и устойчивую популярность, стал квинтэссенцией современного здания и образцом новейшего музея.
Три тома, посвященные архитектурному фотографу Джулиусу Шульману – обновленное (и более доступное по цене) переиздание знаменитого издания Taschen. В работах Шульмана (1910–2009) запечатлена необыкновенная модернистская архитектура юго-запада США середины XX века, созданные им образы элегантных новаторских построек и их обитателей не только вошли в историю культуры, но и стали одной из основ феномена «калифорнийской мечты». 400 фотографий, вошедшие в книгу, отобрал сам издатель Бенедикт Ташен, тесно общавшийся с Шульманом в конце его жизни. Кроме Калифорнии, в книгу включены снимки зданий других штатов США, Мексики, Израиля и Гонконга. Среди сопроводительных текстов – биография и воспоминания Шульмана, справки о зданиях и их авторах и многое другое.
Новая биография Луиса Кана сочетает внимание к его необычной жизни и сложному характеру, описываемыми с большой проницательностью, с равномерно распределенными по книги эссе о его ключевых работах (большинство из которых, однако, было реализовано им на склоне лет). В процессе работы над книгой Лессер подробно беседовала с детьми Кана, его коллегами и студентами, а также посетила все его выдающиеся постройки, в том числе расположенные вдали от популярных у архитектурных туристов путей.
Книга о забытом психологическом исследовании: в Университете Калифорнии (Беркли) в конце 1950-х годов изучали природу творческой деятельности человека, при этом среди «подопытных» оказались 40 крупных архитекторов, включая Эро Сааринена, Филипа Джонсона, Луиса Кана, Й.М. Пэя, Ричарда Нойтру. Их заставляли заполнять анкеты, составлять мозаики из цветной плитки и выполнять другие задания. Первопричиной была Холодная война, инициатором исследования – разведчики: требовалось понять, как выявлять самых одаренных творческих людей, чтобы обогнать СССР во всех областях. Вряд ли исследование принесло практическую пользу, однако благодаря ему до нас дошли подробные и неожиданные данные по крупнейшим мастерам американской архитектуры. Интервью с Пьерлуиджи Серраино о его книге можно прочесть здесь.
В этом трехтомном исследовании международный коллектив авторов показывает послевоенную европейскую архитектуру в новом свете: впервые Восток и Запад даны во контексте друг друга – взаимное восприятие, обмен знаниями, сотрудничество. Каждый из томов (их можно приобрести и по отдельности) посвящен ключевой теме, а описываемые периоды накладываются друг на друга.
Re-humanizing Architecture: New Forms of Community, 1950–1970
В период послевоенного восстановления и на Западе, и в соцлагере на фоне растущей индустриализации строительства активно велись дебаты о «гуманизации» среды. На базе экзистенциализма, новой монументальности и соцреализма разрабатывались очень схожие идеи и стратегии по созданию адекватных новым формам сообщества и идентичности сооружений.
Re-Scaling the Environment: New Landscapes of Design, 1960–1980
Строительный бум (1960–1980) охватил оба политических лагеря: кибернетика, научное планирование, социология, новые возможности, предоставляемые современными технологиями и промышленностью, проложили дорогу для масштабных процессов в архитектуре и градостроительстве, связанных с технократическими и утопическими идеями, а архитекторы и планировщики видели себя создателями всеохватывающей инфраструктуры и мегаструктур.
Re-Framing Identites: Architecture's Turn to History, 1970–1990
C начала 1970-х годов в рамках постмодернизма архитектура подверглась пересмотру: критический подход к модернистскому функционализму и влияние семиотики, феноменологии и т.д. на архитектурную теорию привели к возросшему интересу к истории, выражению, восприятию, контексту. К тому же приобрели важность архитектурное наследие и охрана памятников. На этом фоне размывались привычные идеологические различия соцлагеря и капстран: там и там шел поиск общего культурного основания.
В отличие от многих книг о женщинах в той или иной профессии, это исследование посвящено не отличию их ситуации от положения коллег-мужчин, а равноправию и равенству, которое было у архитекторов женского пола в социалистических странах Восточной Европы в 1945–1989 годах. Это было вызвано большим спросом на архитекторов и инженеров, однако реальность все же не была радужной. В книге рассматриваются политические, экономические и социальные механизмы, помогавшие или препятствовавшие карьере женщины-архитектора, а также противоречия между идеологией и практикой в социалистической гендерной политике. Героини книги показаны в разных контекстах: типы зданий, которые они проектировали, книги и теоретические труды, которые они создавали, их контакты с международными организациями, их образ в границах соцлагеря и за его пределами.
Один из крупнейших мастеров культового зодчества XX века Рудольф Шварц (1897–1961), также известный как теоретик архитектуры и градостроитель – фигура, позволяющая исследовать непрерывное развитие архитектуры и интеллектуальной практики в Европе середины столетия, один из ярких представителей «другого» модернизма. После войны он много работал над восстановлением Кёльна; девять его сакральных и светских построек, отобранных для книги, расположены именно в Рейнской области. Их подробная публикация сопровождена авторскими описаниями и текстом лекции Шварца «Архитектура нашего времени» (1958).
Книга посвящена влиянию утопических идей на градостроительство XIX века: они породили характерную прямоугольную планировку поселений с коллективным владением имуществом и домами-общежитиями – получался «город-убежище» для желающих жить отдельно от остальной части общества. Часть подобных поселков строили сторонники преследуемых вероучений (гугеноты, шейкеры, раппиты), часть – как убежище от Промышленной революции – социалисты-утописты и их последователи. Обычно эти примеры рассматривались порознь, но Майкл Льюис на основе чертежей и часто никогда ранее не публиковавшихся документов демонстрирует сеть связей между этими «утопиями», включая хорошо известные планы для Нью-Хейвена и Филадельфии. В этих примерах соединились самые разные источники, от библейских городов и станов до «Утопии» Томаса Мора и новейших образовательных, научных и технических идей своего времени; они представляют собой часть непрерывной традиции, идущей от Реформации до XX века.
Книга архитектурных головоломок «соедини точки»: в результате должны получиться 45 ключевых построек XX века, от манхэттенского небоскреба Крайслер-билдинг до зданий Нормана Фостера и Захи Хадид. В каждом задании – более 300 точек, то есть книги хватит надолго.
Книга – продолжение издания Archidoodle того же автора и рассчитана как на профессиональных архитекторов, так и на детскую аудиторию. В этот раз нам предлагается выполнить 75 заданий – от проекта воображаемого города, подземного поселения или нового парка в Нью-Йорке до скульптуры для всегда пустующего «четвертого постамента» на Трафальгарской площади в Лондоне. Источником вдохновения служат работы Луиса Кана и Адольфа Лооса, а кроме упражнений в фантазии читателям придется подумать о транспортной системе, освещении и озеленении, вспомнить (или узнать) историю градостроительства.