12 ключевых фильмов про архитектуру и городскую среду, показанных в этом году на американских фестивалях независимого кино «Сандэнс» и «Слэмдэнс».
В прошлом месяце завершились два самых влиятельных мировых фестиваля независимого кино – «Сандэнс» и «Слэмдэнс». Оба традиционно проходят в американском городке Парк-Сити, штат Юта. В этот раз среди прочих были показаны фильмы, так или иначе связанные с темой архитектуры и города. Рассказываем о наиболее примечательных лентах: девяти художественных фильмах и трёх документальных проектах.
«Колумбус», реж. Когонада /“Columbus”, Kogonada
Название фильму дал одноимённый город в штате Индиана, где и разворачивается сюжет. За последние 60 лет Колумбус с населением примерно 45 000 человек стал местом паломничества любителей современной архитектуры. Здесь сконцентрировано такое количество зданий XX века, построенных именитыми архитекторами, каким вряд ли сможет похвастаться сопоставимый по размеру другой город США, а, возможно, и мира. В их числе – Эро Сааринен, Кевин Роуч, И.М. Пэй, Р. М. Стерн и другие. Заслуга принадлежит компании-производителю двигателей Cummins Engine Company. Именно она часто финансирует проекты общественных зданий для родного Колумбуса и выплачивает гонорары архитекторам.
Это обстоятельство стало отправной точкой для развития сюжета. Главный герой по имени Джин приезжает в Колумбус к отцу, лежащему в коме. Отец, в свою очередь, многими годами ранее приехал в штат Индиана из Кореи, чтобы изучать местную архитектуру. В городке Джин знакомится с девушкой, работающей в библиотеке, но страстно увлечённой архитектурой. Кейси показывает молодому человеку город и его достопримечательности, рассуждает о целительной силе зданий и рассказывает про встречу с Деборой Берк, деканом Йельской школы архитектуры и основательницей собственной мастерской в Нью-Йорке, которая вдохновила Кейси на изучение архитектуры. В фильме режиссёра Когонада архитектура становится полноценным персонажем фильма и символизирует надежду на будущее, его утопическую версию.
«Обзор: искусство дизайна», реж. Морган Невилл /"Abstract: The Art of Design", Morgan Neville
В онлайн-кинотеатре Netflix 10 февраля стартовал новый сериал, посвящённый дизайнерам современности. Каждый из восьми эпизодов длится в среднем 45 минут и рассказывает об одном герое. На фестивале «Сандэнс» показали самую первую серию – об иллюстраторе Кристофе Нимане. Также есть мини-фильмы об главе бюро BIG, архитекторе Бьярке Ингельсе, о дизайнере с архитектурным прошлым Тинкере Хэтдилде, который с 1985 года создаёт кроссовки Nike, о фотографе Платоне (авторе вот этого портрета Владимира Путина) и других.
«Аэротрополис», реж. и сценарист Ли Чжэн-нэн /“Aerotropolis”, Li Jheng-neng
«Аэротрополис» – амбициозный проект по развитию территории аэропорта Таоюаня, города на северо-западе Тайваня. На нескольких тысячах гектаров земли планировали построить гигантский транспортный хаб для самолётов и кораблей. Но на сегодняшний день там есть лишь недостроенная ветка метро, километры неосвоенных участков, земля по заоблачным ценам и тысячи переселённых жителей. История сопровождается непрекращающимися конфликтами и коррупционными скандалами с участием чиновников, выполнявших надзор за реализацией проекта.
Главный герой фильма в надежде заработать на экономическом «пузыре», порождённом «Аэротрополисом», вложил все сбережения в покупку элитной недвижимости. Но план по обогащению терпит крах: Аллену не удаётся найти покупателей, но и заселиться в роскошные апартаменты он не может, иначе жильё потеряет «товарный вид». Аллен фактически превращается в бездомного – спит в машине и пользуется общественным туалетом в аэропорту.
Cобытия комедийного сериала разворачиваются в Бойл-хайтс – районе Лос-Анджелеса, где преимущественно селились выходцы из Латинской Америки, представители рабочего класса. Однако после джентрификации сюда стали переезжать состоятельные белые американцы. Старожилы квартала, главным образом – этнические мексиканцы, пытаются справиться с переменами и проблемами, возникшими вместе с новыми соседями.
«Поп-ай», реж. и сценарист Кирстен Тан /“Pop Aye”, Kirsten Tan
Архитектор по имени Тана в 1990-е годы построил в Бангкоке высотку Gardenia Square и снискал тем самым уважение. Но времена меняются, и новый руководитель компании, сын предыдущего босса, решает заменить устаревшее здание новым небоскрёбом. Фирма не нуждается больше в услугах уже немолодого Таны, дома ему тоже не рады. Архитектор спонтанно собирается в путешествие на ферму, где прошло его детство; туда его сопровождает слон. В конце пути их ожидает невесёлое открытие: родной дом продан и на его месте теперь обычная жилая многоэтажка. Фильм получил специальную премию жюри фестиваля «Сандэнс» за сценарий.
«Кубок рабочих», реж. Адам Собел /“The Workers Cup”, Adam Sobel
Другой пример теневой стороны «гламурного» девелопмента, но уже на Ближнем Востоке, показан в документальном фильме американского режиссёра Адама Собела. Рабочие из Индии, Кении, Ганы, Непала, Бангладеша и Филиппин строят в Катаре стадион к Чемпионату по футболу ФИФА 2022. Показаны два мира, которые практически не пересекаются. Один – это рабочий лагерь, где живут строители, и их изнурительный труд. По другую сторону оказываются люксовые торговые центры, которые появляются силами этих трудяг, но куда они не имеют права приходить после 10 часов утра.
«Происшествие в отеле «Нил Хилтон», реж. Тарик Салех /“The Nile Hilton Incident”, Tarik Saleh
События фильма разворачиваются в Каире на фоне революции 2011 года, в результате которой был отправлен в отставку президент Египта Хосни Мубарак. За несколько дней до восстания на площади Тахрир в расположенной неподалёку гостинице «Нил Хилтон» совершено убийство известной певицы. Подозрения падают на любовника жертвы, члена парламента и строительного магната (в частности, он занимается возведением «Нового Каира»). Дело поручают полицейскому по имени Нордин – коррумпированному, как водится, однако и у него случаются проблески совести. Пока ведётся расследование, зритель успевает увидеть противоречивые ландшафты нового и старого Каира: от трущоб, где живут суданские беженцы-нелегалы, до роскошного особняка влиятельного девелопера. Драма получила гран-при на «Сандэнсе».
«Дэйв сделал лабиринт», реж. и сценарист Билл Уоттерсон /“Dave Made a Maze”, Bill Watterson
Художник Дэйв, не способный довести до конца ни одну из своих работ, решает построить посреди гостиной крепость из картона. Его девушка Энни, вернувшись домой из длительной поездки, не может увидеть Дэйва за стенами лабиринта, хотя и слышит его голос. Дэйв говорит, что потерялся внутри. Энни зовёт на помощь друзей, и они вместе проникают внутрь картонного сооружения. Здесь начинается фантастическая часть истории: пространство лабиринта оказывается гораздо более масштабным и сложным, чем кажется снаружи. Там ребята обнаруживают бесконечную череду загадок и ловушек. По словам создателей фильма, на декорации к фильму ушло почти 3000 м2 картона. Картина отмечена призом зрительских симпатий на фестивале «Слэмдэнс».
«Моя девушка – монстр»*, реж. Начо Вигалондо /“Colossal”, Nacho Vigalondo
Главная героиня Глория (её играет Энн Хэтэуэй) из-за собственного пьянства теряет в Нью-Йорке работу и парня, после чего возвращается в родной город. Девушка обнаруживает странную связь с монстром, бушующим в Сеуле. Гигантский ящер буквально повторяет движения, которые совершает главная героиня – словно на дистанционном управлении. Позже выясняется, что влияние Глории на судьбу далёкого города – результат разрушительной силы алкоголя.
Архитектурный фотограф из Австралии Клэр приезжат в Берлин, чтобы поснимать постройки времени ГДР. Здесь она знакомится с молодым привлекательным берлинцем Энди. Энди устраивает девушке экскурсию по Берлину, показывает сооружения на его окраинах, ветряные мельницы и маленькие зелёные парки. Вечером новый знакомый приводит Клэр к себе домой. Но то, что казалось началом романа, оборачивается триллером: наутро девушка обнаруживает себя запертой в квартире Энди.
«Записанные воспоминания», реж. Марк Палански /"Rememory", Mark Palansky
В этой кинокартине ленте актёр Питер Динклейдж, знакомый зрителям по сериалу «Игра престолов», исполнил роль изготовителя архитектурных макетов, который по воле обстоятельств превращается в сыщика.
«В поисках кораллов», реж. Джефф Орловски /“Chasing Coral”, Jeff Orlowski
Фильм посвящён глобальной проблеме исчезновения коралловых рифов. Вопрос разбирается на примере австралийского Большого барьерного рифа, который учёные называют «Манхэттеном океана»: известковые отложения являются своего рода подводными городами и небоскрёбами для морских обитателей. К сожалению, выводы создателей картины неутешительны: коралловые рифы находятся на грани вымирания из-за повышения температуры на планете. Так, за 2016 год в северной части Большого барьерного рифа погибло более двух третей кораллов. Лента 33-летнего режиссёра-документалиста отмечена призом зрительских симпатий на фестивале «Сандэнс».
* под таким названием фильм выходит в российский прокат