Четыре новые станции московского метро: практичность в металле
Мастерская:
Группа компаний АСП
Компания «АСП-Технолоджи»
Металлические стеновые и фасадные системы «АСП-Технолоджи» в отделке новых станций московского метрополитена.
В 2011 московское правительство объявило о запуске программы развития московского метрополитена, в рамках которой до 2020 запланированы 78 новых станций. В прошедшем году открыто пять объектов. В начале 2017 завершены станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки», продолживших участок самой длинной в Москве Калининско-Солнцевской линии в сторону юго-запада. Все три новые станции Солнцевского радиуса связаны с недавно открытым ТПУ «Деловой центр». Также на Мичуринском проспекте идёт строительство ещё двух станций – «Мичуринский проспект» и «Очаково», которые откроются на пересечении с улицами Лобачевского и Никулинской соответственно. В дальнейшем, согласно с проектом развития московского метрополитена, Калининско-Солнцевская линия будет продлена дальше – в районы Солнцево и Ново-Переделкино.
Единый для всех рассматриваемых станций, за исключением «Делового центра», проект разработан архитекторами компании «Метрогипротранс» под руководством Леонида Борзенкова. В его основе лежит общее конструктивное решение, характерное для линий мелкого заложения: станции двухпролётного колонного типа с прямыми островными платформами. Интерьеры решены в рамках типового проекта, где доминирующая роль отведена широким колоннам трапециевидной формы. Индивидуальный характер задают графические сюжеты, нанесенные на грани колонн и фрагменты стен в вестибюлях метро. Каждой станции соответствует отдельная и характеризующая ее тема – история, наука, природа. Еще одним объединяющим элементом служат многочисленные металлические поверхности, присутствующие как на стенах, так и на потолке вестибюлей и зоны прибытия поездов.
Металлические потолочные, стеновые и фасадные системы произведены и поставлены компанией «АСП-Технолоджи», входящей в российское производственное объединение «Албес». Производство компании базируется в городе Видное. «АСП-Технолоджи» специализируется на выпуске высокотехнологичных алюминиевых и стальных изделий, изготовленных методом холодной прокатки из листового металла – в частности, систем ограждающих и потолочных конструкций с повышенными эксплуатационными требованиями.
«Минская»
Станция метро «Минская». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Новая станция Калининско-Солнцевской линии построена на участке между парком Победы и Матвеевским лесом. Её яркие входные павильоны располагаются по обе стороны Минской улицы, вблизи железнодорожных путей Киевского направления и съезда на Староволынскую улицу. «Минская» – станция мелкого заложения. Её глубина 25 метров. Главный вестибюль соединён с выходами из метро длинным подземным пешеходным переходом и лестничными спусками. Второй вестибюль планируется использовать в качестве аварийного выхода.
Станция метро «Минская», Москва. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция метро «Минская» – стены отделаны металлическими плитами. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Архитектурная концепция посвящена теме Великой отечественной войны, что обусловлено расположением станции рядом с музеем ВОВ и мемориальным парком Победы. Отсюда – тематические панно, оформляющие стены вестибюлей и колонны платформенного участка, а также символическое сочетание красного цвета с чёрным. На изображениях можно угадать фрагменты дальнобойного орудия форта «Красная горка» вблизи Кронштадта. Крупные красные цифры фиксируют годы начала и окончания войны. Рисунки на колоннах и стенах закрыты антивандальным закаленным стеклом и подсвечены изнутри, из-за чего изображения кажутся объёмными.
Станция метро «Минская» – колонны защищены антивандальными стеклами. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция метро «Минская», Москва. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Тяжёлая тема войны поддержана выбором отделочных материалов – строгих и благородных. Серый пол выложен крупными плитами сибирского гранита. Стены, потолок и свободные от изображений военной техники грани колонн закрыты чёрными и и серебристыми металлическими панелями. Все потолочные и стеновые плиты поставлены компанией «АСП-Технолоджи». В отделке интерьера станции использованы преимущественно трёхслойные алюминиевые панели с сотовым заполнением PERFATEN ALCORE вместе с металлической реечной потолочной системой. Потолочные перфорированные алюминиевые панели PERFATEN 3D Perfo Puzzle с круглыми отверстиями различного диаметра преобразили и визуально расширили пространство вестибюля. Для облицовки колонн компания поставила трёхслойные панели PERFATEN ALCORE A2 из нержавеющей стали.
Станция метро «Минская» – на колоннах графические рисунки с изображением военной техники. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
***
«Ломоносовский проспект»
Станция «Ломоносовский проспект» – колонная, двухпролётная, мелкого заложения с одним рядом колонн по оси станции. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Ломоносовский проспект», которую планируется открыть уже в ближайшее время, располагается на пересечении Мичуринского и Ломоносовского проспектов. Из двух подземных вестибюлей предусмотрены выходы к институту механики МГУ и на обе стороны Ломоносовского проспекта.
Станция метро «Ломоносовский проспект» Калининско-Солнцевской линии, Москва. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Ломоносовский проспект». Панели на колоннах с тематическими рисунками. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Ломоносовский проспект». Трехслойные панели PERFATEN ALCORE A2 из нержавеющей стали для облицовки колонн на платформе станции. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Главной идейной составляющей проекта стали точные науки. Как и в случае со станцией «Минская», дизайн интерьера определило окружение и, главным образом – Московский государственный университет. Отсылая посетителей метро к научной работе Михаила Ломоносова, авторы проекта предложили украсить стены и колонны станции графическими рядами цифр, пересекающихся и накладывающихся друг на друга. Если вглядеться внимательнее, станет очевидно, что это не просто цифры, а последовательность чисел Фибоначчи, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих.
Станция «Ломоносовский проспект». Фасадные системы от компании «АСП-Технолоджи». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Лифт на станции метро «Ломоносовский проспект». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
У станции «Ломоносовский проспект» два подземных вестибюля. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Ломоносовский проспект». Перфорированные потолочные панели на платформенном участке и в вестибюлях станции. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Для отделки внутреннего пространства станции выбрана яркая небесная палитра с облачными разводами цифр на светло-синих панелях. С яркими графическими изображениями соседствуют глянцевые металлические поверхности. Грани колонн, обращенные в сторону поездов облицованы трёхслойными панелями PERFATEN ALCORE A2 из нержавеющей стали. Стены и потолок в вестибюлях и на платформе станции оформлены с помощью алюминиевых трёхслойных панелей с сотовым заполнением PERFATEN ALCORE в комбинации с металлической реечной потолочной системой. В кассовых зонах и вестибюлях потолочные перфорированные алюминиевые панели PERFATEN 3D Perfo Puzzle дополнены трёхслойными алюминиевыми стеновыми панелями PERFATEN MAGNO PRINT с заполнением стекломагнизитовым листом и УФ-печатью.
Вестибюль станции метро «Ломоносовский проспект». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Ломоносовский проспект». Алюминиевые потолочные и стеновые панели. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
***
«Раменки»
Станция «Раменки». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станцию «Раменки» планируется открыть в районе Винницкой улицы с выходом на Мичуринский проспект из двух подземных вестибюлей, расположенных в её торцах. Для безопасности пассажиров от путей платформу отделяют стеклянные перегородки с раздвижными дверями.
Станция «Раменки». Потолочные перфорированные алюминиевые панели. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Раменки». Потолочные перфорированные алюминиевые панели PERFATEN 3D Perfo Puzzle. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
От двух других построенных станций «Раменки» отличают жизнерадостные рисунки на стенах и колоннах. Как поясняют авторы проекта, тема оформления станции навеяна историей района, где прежде на месте городских кварталов шумели дубравы. Теперь о них напоминают силуэты деревьев разных оттенков и стилизованные изображения дубовых листьев на нежно-зеленом фоне.
Станция «Раменки». Трехслойные алюминиевые стеновые панели PERFATEN MAGNO PRINT с заполнением стекломагнизитовым листом и УФ-печатью. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Раменки». Металлическая реечная потолочная система на платформенном участке и в вестибюлях станции. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Растительные орнаменты оттеняют всё те же металлические панели и перфорированные потолки. Как и в предыдущих проектах здесь использованы трёхслойные панели PERFATEN ALCORE A2 из нержавеющей стали, стеновые и потолочные алюминиевые трехслойные панели с сотовым заполнением PERFATEN ALCORE, потолочные перфорированные алюминиевые панели PERFATEN 3D Perfo Puzzle с реечной потолочной системой и трёхслойные алюминиевые стеновые панели PERFATEN MAGNO PRINT с заполнением стекломагнизитовым листом и УФ-печатью.
Станция «Раменки». Потолочная панель PERFATEN 3D Perfo Puzzle. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Платформа станции «Раменки». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Раменки». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
«Деловой центр» – главный узел общественного транспорта в московском Сити. Тёплым переходом он связывает МЦК со станцией метро «Международная». Кроме того, непосредственно из ТПУ можно попасть в небоскрёбы «Москвы-Сити». Неподалёку находится платформа «Тестовская» Смоленского направления МЖД.
Собственно станцию «Деловой центр» – глубокого заложения, трёхпролётного колонного типа, – частично открыли в 2014 году. Затем в процессе строительства ТПУ её достроили по документации «Моспроекта-3» и сделали частью пересадочного узла.
ТПУ «Деловой центр». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Реечная потолочная система нестандартной формы в цветовом исполнении над эскалаторами. Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Реечная потолочная система нестандартной формы в цветовом исполнении над эскалаторами. Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
ТПУ «Деловой центр». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Просторные и лаконичные вестибюли и переходы транспортного узла отделаны самыми современными материалами. Компания «АСП-Технолоджи» поставила для его оформления трёхслойные панели PERFATEN ALCORE A2 – ими облицованы почти зеркальные колонны. Реечная потолочная система позволила реализовать нестандартное объёмное оформление потолка над эскалаторами. Получилось похоже на синий водопад, стремящийся вниз, вслед за пассажирами. Потолочные алюминиевые трёхслойные панели PERFATEN ALCORE с сотовым алюминиевым заполнением стали прекрасным решением для оформления вестибюля станции.
Потолочная система ТПУ «Деловой центр». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Потолочная система ТПУ «Деловой центр». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Поставленные «АСП-Технолоджи» материалы как нельзя лучше подошли для московского метрополитена с его огромными пассажиропотоками и, соответственно, самыми высокими эксплуатационными требованиями. Стальные и алюминиевые стеновые и фасадные системы пожаробезопасны и устойчивы к повреждениям. Нельзя не сказать и об эстетической составляющей: повышенный коэффициент светоотражения металлических поверхностей увеличил освещённость помещений, лишённых естественного света, наполнил пространство бликами и отражениями.
Потолочная система ТПУ «Деловой центр». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Транспортно-пересадочный узел «Деловой центр», Москва. Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»