Четыре новые станции московского метро: практичность в металле
Мастерская:
Группа компаний АСП
Компания «АСП-Технолоджи»
Металлические стеновые и фасадные системы «АСП-Технолоджи» в отделке новых станций московского метрополитена.
В 2011 московское правительство объявило о запуске , в рамках которой до 2020 запланированы 78 новых станций. В прошедшем году открыто пять объектов. В начале 2017 завершены станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки», продолживших участок самой длинной в Москве Калининско-Солнцевской линии в сторону юго-запада. Все три новые станции Солнцевского радиуса связаны с недавно открытым ТПУ «Деловой центр». Также на Мичуринском проспекте идёт строительство ещё двух станций – «Мичуринский проспект» и «Очаково», которые откроются на пересечении с улицами Лобачевского и Никулинской соответственно. В дальнейшем, согласно с проектом развития московского метрополитена, Калининско-Солнцевская линия будет продлена дальше – в районы Солнцево и Ново-Переделкино.
Единый для всех рассматриваемых станций, за исключением «Делового центра», проект разработан архитекторами компании «Метрогипротранс» под руководством Леонида Борзенкова. В его основе лежит общее конструктивное решение, характерное для линий мелкого заложения: станции двухпролётного колонного типа с прямыми островными платформами. Интерьеры решены в рамках типового проекта, где доминирующая роль отведена широким колоннам трапециевидной формы. Индивидуальный характер задают графические сюжеты, нанесенные на грани колонн и фрагменты стен в вестибюлях метро. Каждой станции соответствует отдельная и характеризующая ее тема – история, наука, природа. Еще одним объединяющим элементом служат многочисленные металлические поверхности, присутствующие как на стенах, так и на потолке вестибюлей и зоны прибытия поездов.
Металлические потолочные, стеновые и фасадные системы произведены и поставлены компанией , входящей в российское производственное объединение . Производство компании базируется в городе Видное. «АСП-Технолоджи» специализируется на выпуске высокотехнологичных алюминиевых и стальных изделий, изготовленных методом холодной прокатки из листового металла – в частности, систем ограждающих и потолочных конструкций с повышенными эксплуатационными требованиями.
«Минская»
Станция метро «Минская». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Новая станция Калининско-Солнцевской линии построена на участке между парком Победы и Матвеевским лесом. Её яркие входные павильоны располагаются по обе стороны Минской улицы, вблизи железнодорожных путей Киевского направления и съезда на Староволынскую улицу. «Минская» – станция мелкого заложения. Её глубина 25 метров. Главный вестибюль соединён с выходами из метро длинным подземным пешеходным переходом и лестничными спусками. Второй вестибюль планируется использовать в качестве аварийного выхода.
Станция метро «Минская», Москва. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция метро «Минская» – стены отделаны металлическими плитами. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Архитектурная концепция посвящена теме Великой отечественной войны, что обусловлено расположением станции рядом с музеем ВОВ и мемориальным парком Победы. Отсюда – тематические панно, оформляющие стены вестибюлей и колонны платформенного участка, а также символическое сочетание красного цвета с чёрным. На изображениях можно угадать фрагменты дальнобойного орудия форта «Красная горка» вблизи Кронштадта. Крупные красные цифры фиксируют годы начала и окончания войны. Рисунки на колоннах и стенах закрыты антивандальным закаленным стеклом и подсвечены изнутри, из-за чего изображения кажутся объёмными.
Станция метро «Минская» – колонны защищены антивандальными стеклами. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция метро «Минская», Москва. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Тяжёлая тема войны поддержана выбором отделочных материалов – строгих и благородных. Серый пол выложен крупными плитами сибирского гранита. Стены, потолок и свободные от изображений военной техники грани колонн закрыты чёрными и и серебристыми металлическими панелями. Все потолочные и стеновые плиты поставлены компанией «АСП-Технолоджи». В отделке интерьера станции использованы преимущественно трёхслойные алюминиевые панели с сотовым заполнением PERFATEN ALCORE вместе с металлической реечной потолочной системой. Потолочные перфорированные алюминиевые панели с круглыми отверстиями различного диаметра преобразили и визуально расширили пространство вестибюля. Для облицовки колонн компания поставила трёхслойные панели из нержавеющей стали.
Станция метро «Минская» – на колоннах графические рисунки с изображением военной техники. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
***
«Ломоносовский проспект»
Станция «Ломоносовский проспект» – колонная, двухпролётная, мелкого заложения с одним рядом колонн по оси станции. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Ломоносовский проспект», которую планируется открыть уже в ближайшее время, располагается на пересечении Мичуринского и Ломоносовского проспектов. Из двух подземных вестибюлей предусмотрены выходы к институту механики МГУ и на обе стороны Ломоносовского проспекта.
Станция метро «Ломоносовский проспект» Калининско-Солнцевской линии, Москва. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Ломоносовский проспект». Панели на колоннах с тематическими рисунками. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Ломоносовский проспект». Трехслойные панели PERFATEN ALCORE A2 из нержавеющей стали для облицовки колонн на платформе станции. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Главной идейной составляющей проекта стали точные науки. Как и в случае со станцией «Минская», дизайн интерьера определило окружение и, главным образом – Московский государственный университет. Отсылая посетителей метро к научной работе Михаила Ломоносова, авторы проекта предложили украсить стены и колонны станции графическими рядами цифр, пересекающихся и накладывающихся друг на друга. Если вглядеться внимательнее, станет очевидно, что это не просто цифры, а последовательность чисел Фибоначчи, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих.
Станция «Ломоносовский проспект». Фасадные системы от компании «АСП-Технолоджи». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Лифт на станции метро «Ломоносовский проспект». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
У станции «Ломоносовский проспект» два подземных вестибюля. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Ломоносовский проспект». Перфорированные потолочные панели на платформенном участке и в вестибюлях станции. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Для отделки внутреннего пространства станции выбрана яркая небесная палитра с облачными разводами цифр на светло-синих панелях. С яркими графическими изображениями соседствуют глянцевые металлические поверхности. Грани колонн, обращенные в сторону поездов облицованы трёхслойными панелями PERFATEN ALCORE A2 из нержавеющей стали. Стены и потолок в вестибюлях и на платформе станции оформлены с помощью алюминиевых трёхслойных панелей с сотовым заполнением PERFATEN ALCORE в комбинации с металлической реечной потолочной системой. В кассовых зонах и вестибюлях потолочные перфорированные алюминиевые панели PERFATEN 3D Perfo Puzzle дополнены трёхслойными алюминиевыми стеновыми панелями PERFATEN MAGNO PRINT с заполнением стекломагнизитовым листом и УФ-печатью.
Вестибюль станции метро «Ломоносовский проспект». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Ломоносовский проспект». Алюминиевые потолочные и стеновые панели. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
***
«Раменки»
Станция «Раменки». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станцию «Раменки» планируется открыть в районе Винницкой улицы с выходом на Мичуринский проспект из двух подземных вестибюлей, расположенных в её торцах. Для безопасности пассажиров от путей платформу отделяют стеклянные перегородки с раздвижными дверями.
Станция «Раменки». Потолочные перфорированные алюминиевые панели. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Раменки». Потолочные перфорированные алюминиевые панели PERFATEN 3D Perfo Puzzle. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
От двух других построенных станций «Раменки» отличают жизнерадостные рисунки на стенах и колоннах. Как поясняют авторы проекта, тема оформления станции навеяна историей района, где прежде на месте городских кварталов шумели дубравы. Теперь о них напоминают силуэты деревьев разных оттенков и стилизованные изображения дубовых листьев на нежно-зеленом фоне.
Станция «Раменки». Трехслойные алюминиевые стеновые панели PERFATEN MAGNO PRINT с заполнением стекломагнизитовым листом и УФ-печатью. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Раменки». Металлическая реечная потолочная система на платформенном участке и в вестибюлях станции. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Растительные орнаменты оттеняют всё те же металлические панели и перфорированные потолки. Как и в предыдущих проектах здесь использованы трёхслойные панели PERFATEN ALCORE A2 из нержавеющей стали, стеновые и потолочные алюминиевые трехслойные панели с сотовым заполнением PERFATEN ALCORE, потолочные перфорированные алюминиевые панели PERFATEN 3D Perfo Puzzle с реечной потолочной системой и трёхслойные алюминиевые стеновые панели PERFATEN MAGNO PRINT с заполнением стекломагнизитовым листом и УФ-печатью.
Станция «Раменки». Потолочная панель PERFATEN 3D Perfo Puzzle. Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Платформа станции «Раменки». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Станция «Раменки». Проектировщик: «Метрогипротранс». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
«Деловой центр» – главный узел общественного транспорта в московском Сити. Тёплым переходом он связывает МЦК со станцией метро «Международная». Кроме того, непосредственно из ТПУ можно попасть в небоскрёбы «Москвы-Сити». Неподалёку находится платформа «Тестовская» Смоленского направления МЖД.
Собственно станцию «Деловой центр» – глубокого заложения, трёхпролётного колонного типа, – частично открыли в 2014 году. Затем в процессе строительства ТПУ её достроили по документации «Моспроекта-3» и сделали частью пересадочного узла.
ТПУ «Деловой центр». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Реечная потолочная система нестандартной формы в цветовом исполнении над эскалаторами. Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Реечная потолочная система нестандартной формы в цветовом исполнении над эскалаторами. Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
ТПУ «Деловой центр». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Просторные и лаконичные вестибюли и переходы транспортного узла отделаны самыми современными материалами. Компания «АСП-Технолоджи» поставила для его оформления трёхслойные панели PERFATEN ALCORE A2 – ими облицованы почти зеркальные колонны. Реечная потолочная система позволила реализовать нестандартное объёмное оформление потолка над эскалаторами. Получилось похоже на синий водопад, стремящийся вниз, вслед за пассажирами. Потолочные алюминиевые трёхслойные панели с сотовым алюминиевым заполнением стали прекрасным решением для оформления вестибюля станции.
Потолочная система ТПУ «Деловой центр». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Потолочная система ТПУ «Деловой центр». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Поставленные «АСП-Технолоджи» материалы как нельзя лучше подошли для московского метрополитена с его огромными пассажиропотоками и, соответственно, самыми высокими эксплуатационными требованиями. Стальные и алюминиевые стеновые и фасадные системы пожаробезопасны и устойчивы к повреждениям. Нельзя не сказать и об эстетической составляющей: повышенный коэффициент светоотражения металлических поверхностей увеличил освещённость помещений, лишённых естественного света, наполнил пространство бликами и отражениями.
Потолочная система ТПУ «Деловой центр». Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»
Транспортно-пересадочный узел «Деловой центр», Москва. Фотография предоставлена компанией «АСП-Технолоджи»