Проект начальной школы при Кембриджском университете бюро Marks Barfield Architects основан на новейших исследованиях преподавателей и студентов этого вуза.
Демократичная и эффектная форма тора становится все более популярна в современной архитектуре: вслед за масштабными проектами Gensler для Центра правительственной связи Великобритании и Foster + Partners для новой штаб-квартиры Apple её для своей гораздо более скромной подготовительной школы при Кембриджском университете выбрали Дэвид Маркс и Джулия Барфилд. Реализация их проекта должна стать первым шагом инициативы по формированию на северо-западной окраине Кембриджа целого прогрессивного района, демонстрирующего самые последние разработки университетских ученых. В новой школе будут не только учить детей, она станет базой для подготовки учителей и научных исследований факультета образования Кембриджского университета.
Проведенные исследования показали, что гораздо больших успехов дети могут добиться, обучаясь в лишенном какой либо иерархии открытом пространстве и в тесном взаимодействии друг с другом. Архитектура в таком случае также должна транслировать принципы демократичного подхода, свободы выбора, доверия к ученикам и при этом передавать ощущение полной защищенности. Форма тора оказалась оптимальной для решения всех поставленных задач.
Все общественные и рабочие зоны, а также столовую, архитекторы вынесли в обращенный к основной дороге двухэтажный прямоугольный объем. Он одновременно и защищает, и формирует основной вход. А учебные пространства для более 700 детей разбили на 4 самостоятельных блока: три собственно школьных, для детей от 6 до 11 лет, и отдельные ясли для совсем маленьких. Такой «дробный» подход считается наиболее эффективным и получил название «школы в школе» (schools within a school).
Каждый блок состоит из шести классов, лишенных дверей – полная открытость и свобода выбора, – выходящих в так называемую «улицу знаний». Последняя объединяет все части, обеспечивая необходимый уровень коммуникации между школьниками. Ученики таким образом получают достаточный уровень внимания и возможность проявить свою индивидуальность, оставаясь при этом частью большого и разнообразного сообщества.
Вторым важным элементом взаимодействия стал внутренний двор. Туда выходят абсолютно все подразделения. Крытая галерея по его периметру формирует второй круг обращения. Её прозрачный козырек стал одновременно и произведением искусства, и наглядным научным пособием. Лондонская художница Рут Проктол собрала фотографии кусочков неба, сделанные в разных частях света во всех часовых поясах в одно время и нанесла их на стеклянные панели навеса так, чтобы они указывали в соответствующем направлении. Причем стекло над главным входом оставлено прозрачным, демонстрируя небо родного Кембриджа. Арт-проект так и называется: «Под одним небом».
Сам же внутренний двор, в котором может собраться буквально вся школа, архитекторы рассматривали как своего рода продолжение университетских традиций. Отдавая дань истории, он частично вымощен кирпичом, но классической замкнутой композиции архитекторы предпочли вариант, открытый окружающему ландшафту: лесные участки, фруктовый сад и даже огород (продукты отправляются сразу на кухню) стали неотъемлемой частью жизни школы.
И, конечно же, здание полностью соответствует принципам устойчивой архитектуры и даже получило сертификат BREEAM Excellent. Например, на обращенных к югу участках крыши и на общественном корпусе установлены солнечные батареи, которые обеспечивают до 20% необходимой электроэнергии, «серая вода» очищается и используется повторно, а вода с крыши собирается в небольшой ручей, ставший для детей любимым развлечением.