Золотой знак «Зодчества-2016», диплом «Стекло в архитектуре-2015», серебряный диплом «Зодчества-2014» – и даже лондонская премия International Property Awards 2015. Открывшийся осенью 2016 года ТРЦ «Хорошо!» по проекту IQ Studio профессионалы оценили на «отлично».
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
В 2013 году бюро Эрика Валеева, до этого проектировавшего в основном МОПы (места общего пользования – прим. ред.) и входные группы, неожиданно выиграло закрытый конкурс. Неожиданно – потому что тогда конкурсная лавина, запущенная главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, только набирала скорость и наращивала объем, «вынося» на свет и суд общественности всё новые имена. Студия IQ оказалась среди них: на девятом по счету заседании возрожденного Архсовета её проект обошёл маститые бюро Алексея Воронцова, Бориса Левянта и семейства Асадовых.
Три года на реализацию подобного объекта – достойный результат, особенно если учесть, что итог поразительно близок к конкурсной концепции. Да и вообще после Триумфальной площади это вторая «ласточка», возвещающая о том, что конкурсы приносят плоды, а не только работают на репутацию своих участников. Случай с IQ Studio как раз синергетический: по мере того, как проект «Хорошо!» собирал премии на профессиональных смотрах, слава студии росла и крепла – вместе со стенами нового здания. На «финише» торговый центр открылся, а Эрик Валеев получил высшую награду «Зодчества» – «золото» за постройку.
«Стояла задача создать объект вне стиля, который будет выгодно смотреться в контексте и окажется максимально комфортным для всех групп посетителей. Мы уделили большое внимание благоустройству: это позволило создать не просто торговое пространство, удобное для покупателей, но и полноценную среду для отдыха и общения. Проект удалось реализовать практически без изменений первоначальной концепции – на мой взгляд, это стало одним из факторов, позволивших получить Золотой знак «Зодчества», – комментирует Эрик Валеев, руководитель архитектурного бюро IQ Studio. Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Изначально у торгового центра было рабочее название «Полежаевский» – из-за расположения на пересечении Хорошёвского шоссе и 4-й Магистральной улицы, рядом с одноименной станцией метро. Несмотря на близость Мнёвников и «дорогих» кварталов у Ходынского поля, именно этот район архитектурными изысками не отличался. Застройка здесь неоднородная: есть и пятиэтажки, и современные комплексы с апартаментами. Много промзон – одну из них и «пустили под кран», чтобы построить ТРЦ.
Внушительная площадь – не сосед-гигант «Авиапарк», но всё же более 100 тысяч квадратных метров, – трактовалась скорее как недостаток, чем достоинство. Приходилось занимать почти весь участок на углу двух улиц, напротив невзрачного типового жилья 1980-х, рядом с довольно загруженным шоссе. И при этом откуда-то выкраивать место под наземные парковки, общественные и пешеходные зоны, делать их привлекательными и комфортными. В одном из интервью Эрик Валеев назвал свой главный профессиональный принцип в этом проекте «работой с ограничениями», которые он попытался «трансформировать в позитивные драйверы дизайна». Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Ни «зеркально-стеклянные» композиционные решения, ни простые или сложные геометрические формы до «позитива» не дотягивали. Визуальную монотонность, особенно вдоль протяженных фасадов здания, Эрик Валеев победил живой, хотя и техничной по сути фасадной пластикой. Первый приём: и со стороны 4-й Магистральной улицы, и со стороны Хорошёвского шоссе здание напоминает пирог со сдвинутыми друг относительно друга «слоями» (что не мешает чётко считывать четыре наземных этажа). Второй приём тоньше: фасады перламутрового оттенка кажутся глухими, но по мере приближения к главному входу металлические створки словно естественным образом, под порывами ветра, «приподнимаются» – и «замирают» под разными углами, обнажая оконные стекла.
Несмотря на то, что главный фасад смотрит на север и всегда находится в тени, форма, цвет и ритмическое расположение его элементов придают большим по площади поверхностям лёгкость и фактурность. Подобно тому, как мастера архитектурного рисунка воссоздают любые объемы, пропорции и игру светотени «монотонными» параллельными штрихами, архитекторы IQ Studio вычёрчивают красочные и динамичные образы одноразмерными панелями. Им удалось подобрать одинаковых габаритов «открывающиеся» фасадные ламели и глухие сэндвич-панели. Высота этих элементов в 6 метров как раз соответствует высоте этажа. Кроме того, лишь 12% металлических панелей потребовалось сделать не типовыми. Таким образом, «скульптурное» решение фасадов оказалось ещё и экономичным. Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
После наступления темноты «архитектурные игры» получают дополнительное измерение и ускорение. В ламели фасадов, расположенные под углом, интегрированы светодиоды, и в вечернее время здание буквально «заливается цветом». Подсветка синхронизирована с тремя медиа-экранами, размещенными на разных фасадах. Цвето-динамические сценарии можно менять или создавать независимые, без участия рекламных плазм. Тонкая автоматика реагирует на время суток, погодные условия и освещённость. Но, так или иначе, фасады мерцают в едином ритме, и здание превращается в световую и цветовую доминанту площади, отвлекая внимание от неприглядной окружающей застройки. Именно поэтому архитектор называет свой объект «медиа-организмом». Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Остекление не регулярное: ряды глухих панелей чередуются с прозрачными. Причём контраста никакого нет – по мере движения вдоль фасада «хаотично разбросанных» стеклянных рядов становится всё больше. Завершает картину стеклянный «взрыв» – полностью прозрачный центральный вход, который одновременно «врезается» вглубь и «забирается» на крышу. Там он превращается в световой фонарь, впускающий солнце и воздух в интерьер.
Внутри планировка у комплекса стандартная: внизу продуктовый гипермаркет и двухъярусная подземная парковка, ещё два этажа магазинов, на верхнем четвертом этаже – фуд-корт и кинотеатр. Архитектурно же наиболее интересна входная зона – смысловая точка притяжения, «магнетизм» которой усилен несколькими эффектными штрихами.
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Во-первых, на керамогранитном полу проникающий сверху свет «дублирует» стеклянную «сетку» кровли в духе Нормана Фостера. Во-вторых, не «выпяченная» наружу, а, напротив, углубленная входная группа становится продолжением уличной площади и будто «заманивает» прохожих внутрь. Рисунок мощения бетонной плитки перекликается с рисунком укладки керамогранита и, усложняясь возле центрального входа, ненавязчиво «направляет» людские потоки, куда нужно.
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Теперь, например, вдоль торгового центра приятно прогуляться – вопреки соседству с запыленным шоссе. Променад, траектория которого повторяет фасадные «сдвиги» и не дает заскучать, отгорожен от дороги «буфером» из зелени и скамьями – со спинками в два раза выше, чем обычно. Хотя места вокруг сформированного пятна застройки осталось совсем немного, архитекторы IQ Studio вписали сюда искусственные холмы и живые газоны. Даже фонарные столбы напоминают деревья с ветвями – получилась, по выражению Эрика, «урбанистическая роща». Если развивать эту аллегорию, то здание ТРЦ предстает урбанистическим горным массивом, с живописными «уступами», «разломами» и «лакунами». Что для унылых пейзажей Магистральных улиц – однозначно хорошо! И даже отлично.Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Интерьер. Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Интерьер. Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». План укладки пола © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Генеральный план © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Схемы © IQ Studio
|