Фондако деи Тедески – «Немецкий двор» рядом с мостом Риальто, одно из самых крупных зданий Венеции. Это представительство немецких купцов появилось в Венеции еще в XIII веке, а нынешний облик в целом приобрело в начале XVI столетия. При Наполеоне здание использовалось как таможня, при Муссолини – как почтамт, к началу XXI века – пустовало. Теперь там открылся универмаг гонконгской компании DFS, владельца сети магазинов Duty Free в аэропортах мира (фотографии здания с уже расставленным торговым оборудованием можно посмотреть здесь).
С 1987 года Фондако деи Тедески имеет статус памятника архитектуры, поэтому любые изменения его структуры практически невозможны. Однако исторических частей там осталось очень немного, фактически – лишь часть фасадов: все перекрытия и каркас были заменены на бетонные, когда здание превращали в почтамт. То есть де факто это постройка XIX и даже в большей степени XX века, которую принято считать ренессансной и потому охранять с особой строгостью. Эта история вполне вписывается в интересующие OMA концепцию «хронохаоса» и более широкую тему современного сохранения, когда люди, с одной стороны, одержимы прошлым, желанием возродить или сберечь старые сооружения, с другой – без жалости расстаются с постройками по разным причинам неугодных периодов (скажем, 1960-х – 1970-х годов). Кроме того, ностальгическое желание вернуться в прошлое нередко разрушает аутентичность «настоящих» памятников, которые, к примеру, дополняются подделками под историческую архитектуру – якобы для сохранения контекста. В случае Фондако, считают авторы проекта, его аутентичность заключается в постоянных изменениях, которые оно претерпевало на протяжении веков – а не в уже давно не подлинных арках и стенах. Поэтому они избегали ностальгической реконструкции прошлого и старались снять ореол тайны с «сакрального» образа памятника, раскрыв при этом его многослойную историю.
Архитекторы OMA (проектом занимались партнеры бюро Ипполито Пестеллини Лапарелли и Рем Колхас, а также ГАП Сильвия Сандор), учитывая охранный статус Фондако, ограничились мерами по созданию вертикальных связей между частями здания и разного рода «вмешательствами», делающими возможным его новое использование. В частности, роль здания как общественного пространства подчеркнут открытые для всех двор (через него можно проходить в любое время, как через любую венецианскую площадь-кампо) и смотровая терраса на крыше. Также общественной функции служит зал над новым стеклянным перекрытием двора: там можно устраивать разного рода культурные мероприятия. Зал и терраса – реконструкция надстройки XIX века.
К существующим входам добавлены два новых, сооружены новые эскалаторы, помещения объединены в анфилады в духе первоначальных планов. Стены галерей, когда-то покрытые фресками, вновь получат росписи – уже современные. Угловые помещения, ключевые для исторического устройства Фондако, оставлены нетронутыми.