Текст Жака Херцога с фото Пьера де Мерона, новые издания института «Стрелка», прошлое и настоящее молла, Седрик Прайс, Ланселот Браун, а также неизбежные советские остановки.
Фото: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
Издательство института «Стрелка» продолжает публиковать на русском языке труды виднейших современных исследователей города. Книга социолога Ричарда Сеннета, впервые вышедшая в 1992 – исторический очерк о том, как от античности до наших дней телесный опыт, переживание телесности формировались на Западе под влиянием эволюции города.
* * *
George Tsypin Opera Factory Invisible сity
Princeton Architectural Press, 2016.
В книге собраны 20 работ Георгия Цыпина, выпускника МАРХИ и одного из самых известных сценографов – от церемонии открытия Олимпийских Игр в Сочи и оформления оперного цикла «Кольцо нибелунга» в Амстердаме до бродвейских мюзиклов и карусели Seaglass в нью-йоркском Беттери-парке.
Фото: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
Один из ключевых архитектурных текстов XX века, «Исчезающий город» был написан Ф.Л. Райтом в годы Великой Депрессии: он вышел в свет в 1932. Однако изложенная там концепция дезурбанизации вполне оптимистична: архитектор видел в «субурбии» залог благополучного будущего, которое сделали возможным распространение личного автотранспорта и развитие средств связи.
Небольшая книга «Коварная прозрачность: мысли и наблюдения, вызванные визитом в Фарнсворт-хаус» написана Жаком Херцогом и проиллюстрирована черно-белыми фотографиями Фарнсворт-хауса, сделанными Пьером де Мероном. Ее тема – прозрачность в архитектуре и искусстве, и цели и намерения, с которыми ее использовали в своих работах Бруно Таут, Иван Леонидов, Марсель Дюшан, Герхард Рихтер – и, конечно, Людвиг Мис ван дер Роэ.
Каталог выставки «Мир моллов: архитектура потребления», завершившейся в конце октября в архитектурном музее Мюнхенского технического университета, посвящен – моллам. Эти торговые центры появились в США в середине прошлого века и быстро распространились по миру, вызывая дискуссии: вредят ли они городам, привлекая людей в пригороды, или же лишь отражают глобальные тенденции? То же самое и с моллами наших дней: крупные торговые комплексы постоянно открываются по всему миру, однако параллельно многие моллы прогорают, пустуют или приспосабливаются под новые функции.
В двухтомнике, изданном лондонской Архитектурной Ассоциацией совместно с Канадским центром архитектуры, впервые полностью опубликованы все проекты, статьи и стенограммы выступлений Седрика Прайса – одного из самых смелых и изобретательных архитекторов-экспериментаторов второй половины XX века. Начиная с первых проектов – вольера для птиц в лондонском зоопарке и неосуществленного Fun Palace, «дворца забав» (позже вдохновившего авторов Центра Помпиду), Прайс противопоставил детерминированности модернизма идею неопределенности и временности архитектуры, здания как совокупности возможностей для использования, а не сценария для поведения людей. В его работах игривость сочеталась с вниманием к возможностям технологий и научным открытиям, а темой всегда оставалась архитектура, способная дать человеку цель и моральную поддержку, радость и эстетическое качество жизни.
Эти три книги о великом ландшафтном архитекторе, одном из создателей английского пейзажного парка XVIII века Ланселоте «Капабилити» Брауне вышли к 300-летию со дня его рождения. Труд Дэвида Брауна и Тома Уильямсона в основном посвящен устройству ландшафтно-дизайнерского предприятия Брауна и сравнению его с другими «поставщиками хорошего вкуса» георгианской эпохи – братьями Адам, Томасом Чиппендейлом, Джозайей Уэджвудом. Стеффи Шилдс, напротив, рассказывает о Ланселоте Брауне как о художнике и человеке энциклопедических знаний; ее книга снабжена путеводителем по 250 паркам Англии и Уэльса, так или иначе связанным с именем мастера. Джон Фиббс сосредоточился на 15 ключевых работах Брауна, которые демонстрируют широту его палитры – от идиллических пейзажей Милтонского аббатства до четко упорядоченных ландшафтов Бленхейма.
Книга немецкого фотографа Петера Ортнера посвящена популярнейшему сюжету международных архитектурных блогов: советским автобусным остановкам. Автор находил как необычные, «вернакулярные», так и более сдержанные модернистские варианты придорожной микро-архитектуры в бывших республиках СССР, от Узбекистана до Молдовы.
Книжка-раскраска для взрослых «Вертикальные миры», где можно найти Вертикальный город, Музей естественной истории, Собор, Киностудию и многое другое, вошла в ассортимент книжного магазина Королевского института британских архитекторов: более чем серьезная рекомендация.